Есть ли авторское право на новость из СМИ?

Являются ли новости объектом авторского права? | Новый репортер

Есть ли авторское право на новость из СМИ?

На днях на сайте информационного агентства “Интерфакс-Казахстан” вышло заявление. цитирую полностью.

“Казахстан ужесточает законодательство по охране авторских и смежных прав. Однако, несмотря на это, многие СМИ продолжают нарушать права интеллектуальной собственности. Это касается неправомерного тиражирования сообщений казахстанских информационных агентств.

Хотелось бы напомнить, что распространять сообщения информационных агентств необходимо только с разрешения редакции (для ряда информационных агентств – на условиях платной подписки), с обязательной ссылкой на первоисточник (это предусмотрено в правилах использования материалов порталов, которые ретранслируют сообщения информационных агентств).

К примеру, в правилах использования материалов сайта tengrinews.

kz указывается: “Материалы информационных агентств France Presse, РИА Новости, КазТАГ, Казинформ, Интерфакс-Казахстан, Томсон Рейтер и других наших партнеров, размещенные на данном ресурсе, предоставлены владельцу сайта только на правах публикации; любая их перепечатка или ретрансляция, воспроизведение, копирование и/или распространение в какой-либо форме на любых ресурсах, в том числе и на интернет-сайтах, иначе как с письменного разрешения указанных агентств ЗАПРЕЩАЕТСЯ. Если вы изъявляете желание воспользоваться материалами указанных агентств, вам надлежит обратиться непосредственно к ним”.
Между тем вся информация в открытом доступе, размещенная на сайте www.interfax.kz, предназначена только для персонального использования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения агентства “Интерфакс-Казахстан”.
Обращаем внимание также на строгое соблюдение подписанных с информационным агентством “Интерфакс-Казахстан” договоров. Если в договоре прописано частичное использование материалов для одного источника (публикация в газетах, журналах), то редакции не имеют право публиковать сообщения информационного агентства в открытом доступе у себя на сайтах.
Что касается радиостанций и телеканалов, то они должны при использовании материалов “Интерфакс-Казахстан” в обязательном порядке делать ссылки на агентство в своих выпусках новостей (именно на первоисточник, а не на портал, который ретранслировал данный материал).
В противном случае мы оставляем за собой право обратиться в судебные органы по фактам несоблюдения договорных обязательств и нарушения авторских прав.
Аналогичную позицию по данному вопросу занимают информационные агентства КазТАГ и Kazakhstan Today”.

На форуме информационного портала zakon.kz у одного из пользователей возник вопрос:

“Мы выпускаем газету и периодически ранее перепечатывали новости со ссылкой на различные ИА. Как я поняла, теперь по смыслу статьи законом это запрещено. Только вот в законе я вычитала, что сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер не являются объектами авторского права (ст.

8 Закона Республики Казахстан «Об авторском праве и смежных правах»). Так же ст.

14 говорит, что авторство на создание в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий (пункт 2 статьи 11 настоящего Закона) положения настоящей статьи не распространяются.
Подскажите, пожалуйста, должны ли мы платить информационным агентствам за перепечатку их новостей со ссылкой на название агентства или все же нет? Нужно ли заключать договор, как указано в их заявлении?”.

Chris Richards

Ответ на вопрос о том, являются ли новости объектом авторского права и на каких условиях их можно воспроизводить в других СМИ, достаточно прост. Действительно ст. 974 Гражданского Кодекса РК и ст.

8 Закона РК «Об авторском праве и смежных правах», исключают из объектов авторского права «сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер».

Но что это за сообщения? Можно ли к ним отнести информацию из новостных лент информационных агентств?

Например, Гражданский Кодекс Российской Федерации (ст. 1259)  так определяет  правовую природу этих сообщений: сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

Более подробно разъясняет ситуацию  нормативное постановление Верховного Суда РК от 25 декабря 2007 года «О применении судами некоторых норм законодательства о защите авторского права и смежных прав». В нем говорится, что перечисленные  в  Гражданском Кодексе РК (ст.

974) объекты, а также собственно идеи, методы, процессы, способы, концепции, принципы, открытия, факты не относятся к объектам авторского права и правовой защитой не обеспечиваются.

Таким образом, сообщения о фактах, новостях  которые, например, журналист получил от источника, пресс-релиза или на пресс-конференции, объектом авторского права не является и правовой защитой не обеспечивается.

Но потом журналист приходит в редакцию и начинает подготавливать текст на основе полученных фактов, новостей, сообщений. И вот эти самые  новостные тексты, которые пишут журналисты, как раз и являются творческим произведением.

Один и тот же факт разные журналисты опишут по-разному, в различной долей творчества и профессионализма. Соответственно, новостные тексты, являясь объектом авторского права, защищены законом, а журналист, как их автор, имеет вполне конкретный набор личных неимущественных авторских прав.

Если этот новостной текст сопровождается оригинальной фотографией или инфографикой, то такими же личными неимущественными правами как авторы наделяются фотографы, дизайнеры, инфографисты.

Какие же личные неимущественные права принадлежат журналисту как автору новостного текста? Это:

–   право авторства (право быть упомянутым в качестве автора произведения или текста при любом воспроизведении);

–   право на имя (право указывать вымышленное имя или вообще отказаться от его упоминания);

–   право на защиту произведения от внесения любых изменений, меняющих его суть;

–   право на обнародование произведения, то есть распространение новостного текста среди неограниченного количества людей.

Что такое газета, журнал или новостная лента информационного агентства с точки зрения авторского права? Составное произведение, то есть сборник (энциклопедия, антология, база данных) произведений и других материалов, представляющих собой по подбору и (или) расположению материалов результат творческой деятельности.

  Таким образом, и издатель печатного периодического  СМИ, как и собственник информационного агентства являются обладателями  исключительных прав на таких изданий в целом.

Правообладатели вправе при любом использовании печатных изданий, равно как и новостных лент  информационных агентств, указывать свое наименование либо требовать такого указания.

То есть, с одной стороны, при воспроизведении чужого текста необходимо соблюдать личные неимущественные права журналиста (фотографа) как автора (как минимум, указывать имя автора текста и фотографии), с другой – помнить и соблюдать  исключительные права издателя или собственника СМИ (как минимум, указывать его наименование).

Далее неизбежно возникает вопрос о том, могут ли одни СМИ перепечатывать журналистские материалы и фотографии у других СМИ и информационных агентств? Если могут, то на каких условиях?  Давайте разберемся.

Cуществует так называемое свободное использование произведений, являющихся объектами авторского права, когда не требуется разрешения автора или правообладателя и не требуется выплачивать ему вознаграждение, но требуется указать имя автора и источника заимствования. Но это, скорее исключительные случаи, а не правила; они предусмотрены законодательством, и базируются на нескольких постулатах:

  • произведения свободно могут быть использованы только в личных целях, без извлечения прибыли, и только физическим лицом;
  •  произведения свободно могут быть использованы в информационных, научных, образовательных и культурных целях, в виде цитирования и только в том объеме, который достигается данной целью.
  • произведения могут быть также свободно использованы в правоприменительных целях.

Вот и все. Если ваше желание или необходимость использовать чужое произведение не удовлетворяется этими тремя постулатами, тогда вы не вправе его распространять на условиях свободного использования.

В таком случае, ваш путь лежит к правообладателю – издателю или собственнику информационного агентства – с тем, чтобы заключить договор на использование новостных материалов или, как минимум, получить письменное разрешение на использование информационные и визуальных материалов.  Как правило, требования информационных агентств заключается в следующем:

–  использование новостных, а также аналитических, фотографических и других материалов, принадлежащих агентству происходить на основании договора.

Как правило, возмездного, иначе как бы зарабатывали информационные агентства? Исключения могут быть сделаны для тех партнеров, которые используют новостные и другие материалы агентства, для дальнейшего распространения на образовательных, гуманитарных, просветительских сайтах или ресурсах.

– обязательное указание автора материала, фотографий, источника заимствования, зачастую с гиперссылкой.

–  запрет на любую переработку информационных материалов, внесение каких-либо изменений и дополнений.

Теперь о том, о чем «кричит» в своем заявлении «Интерфакс-Казахстан»? Все о том же – нарушении своих прав как правообладателя.

Во-первых, это незаконное использование новостных материалов самого агентства «Интерфакс-Казахстан» без ссылки на первоисточник и без наличия договора или письменного разрешения редакции.

На таких «условиях» новостные материалы используют СМИ, которые продают свои тиражи в розницу или по подписке, то есть извлекают прибыль.

Это незаконно и нарушает права агентства как правообладателя.

Во-вторых, это вопроизведение материалов других авторов,  агентств  или источников, которые хоть и появляются на сайте Интерфакс-Казахстан, но, тем не менее, не могут быть воспроизведены иначе, как с их разрешения.

В-третьих, агентство напоминает своим партнерам о соблюдении условий заключенных договоров. Если сказать просто, то речь о следующем: делать ссылки нужно на первоисточник, то есть само агентство, а не на то СМИ, которое ретранслирует новостные материалы.

В-четвертых, напоминает, что «вся информация, размещенная на веб-сайте (информационного агентства «Интерфакс-Казахстан», предназначена только для персонального использования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения агентства Интерфакс-Казахстан». Что справедливо и спорить с этим трудно.

И к сути заданного вопроса. Если ваша газета перепечатывает  новостные материалы с сайтов информационных агентств  в полном объеме, а затем продается в розницу или по подписке, то одной ссылки на первоисточник, к сожалению, недостаточно. Такие действия нарушают права правообладателей и вы можете понести за них гражданско-правовую или административную ответственность.

Безусловно, нужно заключать договор и оплачивать новостные материалы, при этом, у агентств существуют различные расценки для своих партнеров, ведь понятно, что финансовые возможности у  национальных СМИ, региональных и местных  абсолютно разные. Если ваше СМИ не коммерческое, то получение письменного разрешения на использование материалов информационного агентства также необходимо.

Если вы не хотите заключать договор с конкретным информационным агентством, то вам нужно поискать источники новостной информации, которые не настаивают на условии возмездного предоставления информации и готовы предоставлять вам только при наличии ссылки на них.  Или же наладить производство новостного контента собственными силами.

Источник: https://newreporter.org/2012/06/28/yavlyayutsya-li-novosti-obektom-avtorskogo-prava/

Авторское право на статью в интернете: развенчиваем популярные мифы

Есть ли авторское право на новость из СМИ?

Казалось бы, что тему про авторские права на статью я раскрывала уже неоднократно. Ведь на вебинарах, на тренингах, на индивидуальных консультациях я уже столько всего рассказала и про авторские права, и о том, как защитить свои и не нарушить чужие.

Но! Почему-то потом получается такая ситуация: все соглашаются, всё понимают, кивают головой… Но как дело доходит до статей или фотографий, размещенных в интернете, то большинство считает, что к этим понятиям авторское право совсем не относится.

Проанализировав свою практику за последние несколько лет, я выявила три самых распространенных мифа, связанных с авторским правом на статью, размещенную в интернете. Итак, начну …

Сам факт размещения статьи в интернете (в соцсетях особенно) является согласием на дальнейшее ее использование на других сайтах

Что на самом деле? Авторская статья является произведением и защищается авторским правом. Относительно использования статей, как, впрочем, и других произведений в интернете, действует общая презумпция.

Если на сайте (в пользовательском соглашении, в правилах пользования сайтом или социальной сетью, в подвале сайта, после конкретной статьи) не предусмотрено, что можно перепечатывать статью, то, значит, этого нельзя делать без согласия автора.

Таким образом, первое, что необходимо сделать — это ознакомиться с сайтом, статью с которого вы хотите разместить на своем сайте или на странице в соцсети.

 Кроме того, если на сайте есть разрешение, то оно может быть ограничено определенными условиями: обязательной активной гиперссылкой на сайт-первоисточник, запретом на коммерческое использование и др.  Эти условия также надо обязательно соблюсти, в противном случае это будет являться нарушением авторского права на статью.

Если поставить ссылку на автора и сайт, с которого взята статья, этого достаточно, чтобы не допустить нарушения чужого авторского права на статью

Что на самом деле? Авторские права на статью неоднородны, это целая группа прав. Указав автора, мы обезопасим себя от нарушения всего одного из авторских прав — права на имя. Нарушение исключительного права (право использовать) на статью никак не связано с тем, укажете вы имя автора или нет. Это совершенно неважно.

Важно другое: есть ли согласие правообладателя на использование статьи или нет. Конечно, нарушение одного права лучше, чем нарушение сразу двух, но даже всего за одно незаконное использование какого-либо произведения по законодательству возможна компенсация до 5 миллионов рублей.

Указание имени не дает возможности использовать статью.

Ссылка на сайт вообще неважна, когда мы говорим об использовании целой статьи. Однако при цитировании в своей статье части статьи другого автора, указание автора является обязательным условием.

Цитирование, кстати, является еще одним законным вариантом использования статьи. Но и тут есть ограничения. Объем цитирования должен соответствовать его цели.

Если цитат слишком много, то это также нарушение — частное копирование.

Меня часто спрашивают, каково допустимое процентное соотношением цитируемого текста к основному, прописано ли это в законодательстве? Спешу огорчить всех, кто любит конкретные цифры: гражданский кодекс никаких конкретных цифр не предусматривает.

Каждая ситуация рассматривается индивидуально, но мне нравится подход, который используют суды. Если убрать все цитаты, что остается? Если авторский текст без цитат имеет смысл, в нем прослеживается авторская мысль, то цитирование — законно.

Если же без цитат текст теряет смысл, то можно говорить о нарушении авторского права на статью.

Если немного подправить статью, то ее можно публиковать

Что на самом деле? Если вы возьмете только идею статьи или нескольких статей и напишете свою статью, то нарушения авторских прав действительно не будет, так как идеи не защищаются авторским правом.

А вот если статья будет чуть-чуть исправлена, то этим вы не только нарушите исключительное право, но и нарушите еще одно из авторских прав — право на неприкосновенность произведения.

Поэтому с рерайтом надо быть осторожным.

Итак, подведем итоги, когда и как можно законно использовать статьи с других сайтов, а, следовательно, не допустить, чтобы авторское право на статью было вами нарушено:

  • Когда перепечатывание статьи прямо разрешено на сайте, с которого вы берете статью.
  • Когда вы не просто копируете статью, а пишете на ее основе свою новую статью.
  • Когда вы цитируете статью, но цитат не слишком много.
  • Когда вы получили согласие на использование статьи от правообладателя.

Источник: http://lawinweb.ru/avtorskoe-pravo-na-statyu-v-internete-mify/

Новостные сообщения – объекты авторских прав?

Есть ли авторское право на новость из СМИ?
Представители информационных агентств за последний год разработали и повторно представили на одобрение Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации законопроект, целью которого является предотвращение незаконного, без указания ссылки на первоисточник, использования текстов информационных сообщений, а именно – размещение таких текстов в СМИ и иных источниках (журналах, не являющихся СМИ, на веб-сайтах и пр.).

Воспроизведение сообщений или их фрагментов другими сайтами без ссылки на первоисточник авторы законопроекта относят к актам недобросовестной конкуренцией, за которую ст. 14.33 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) предусмотрено наказание в виде штрафа для физических лиц в размере двадцати тысяч рублей либо дисквалификации на срок до трех лет, а для юридических лиц – в виде штрафа в размере от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара, но не менее ста тысяч рублей.

Такая ситуация свидетельствует о намерении органов государственной власти придать новостным сообщениям статус охраняемых результатов интеллектуальной собственности. Вместе с тем такое намерение явно противоречит существующим базовым принципам и нормам как международного, так и внутреннего права.

Так, ст. 1225 части IV Гражданского кодекса РФ среди охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации новостные сообщения не называет. Следует отметить, что перечень, приведенный в данной статье, является закрытым и расширительное его толкование невозможно.

Кроме того, п. 6 ст. 1259 ГК РФ специально указано, что не являются объектами авторских прав сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

Вышеуказанные положения внутреннего законодательства РФ полностью повторяют нормы международных договоров, участницей которых является Российская Федерация. Так , согласно п. 8 ст.

2 Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (Парижский акт от 24.07.1971 г.

) не предоставляется охрана сообщениям о новостях дня или сообщениям о различных событиях, имеющих характер простой пресс-информации.

Учитывая вышесказанное, сами новостные сообщения ни в коей мере не могут считаться объектами авторских прав. Однако любое новостное сообщение, представленное в форме текста и размещенное на веб-сайте (в любом ином средстве массовой информации (далее – СМИ), создается творческими силами журналиста (автора), и сам по себе текст уже является объектом охраны.

Так, к объектам авторских прав относятся (согласно ст.

1259 ГК РФ) произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения, а именно – литературные произведения.

Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора.

По мнению автора, новостные сообщения носят смешанный характер: с одной стороны, это информация о событиях, происхождение которых является уже свершившимся фактом, не зависит от воли, воображения автора, который впоследствии это событие описал в сообщении, а с другой, является авторским текстом, который, безусловно, является охраняемым объектом авторских прав.

Права авторов текстов новостных сообщений

Какие же права журналиста (либо информационного агентства), подготовившего текст информационного сообщения, охраняются законом?

К ним относятся прежде всего предусмотренные ст. 1265 Гражданского кодекса РФ право авторства и право автора на имя. Под правом авторства понимается право признаваться автором произведения, а под правом автора на имя – право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно.

Указанные права носят неимущественный характер, неотчуждаемы и непередаваемы, даже в случае передачи произведения другому лицу или переходе к другому лицу исключительного права на произведение, а также при предоставлении другому лицу права использования произведения.

Таким образом, при использовании текста новостного сообщения, в том числе с разрешения автора и на законном основании, ссылка (либо иное указание на создателя текста) на автора текста обязательна.

Не менее важным является и предусмотренное ст. 1266 ГК РФ право автора на неприкосновенность произведения и защита произведения от искажений.

Источник: http://www.delo-press.ru/articles.php?n=6100

Защита авторских прав на фото и иллюстрации

Есть ли авторское право на новость из СМИ?

 Любое фото, сделанное профессионалом или любителем, снятое высокотехнологичной камерой или глазком мобильного телефона защищается авторским правом на основании статьи 1265 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ).

Фотография относится к произведениям искусства точно так же, как живопись, графика, скульптура, рисунок, карикатура, комикс, эскиз дизайна, макет и т.д.

, и ее автор обладает всеми имущественными и неимущественными правами на этот объект уже только потому, что он ее сотворил.

Автор может публиковать сделанное им фото под собственным именем или псевдонимом, получать за публикацию гонорар или размещать фотоиллюстрацию совершенно бесплатно, использовать ее для коллажа или в качестве заставки, посылать фотографии друзьям по электронной почте, дарить и делать с ней вообще все, что угодно.

Всем остальным на размещение фотографии и любое использование необходимо иметь письменно оформленное разрешение автора на совершение этих действий. Автор фотоснимка вправе передать свои имущественные права иным лицам, заключив с ними лицензионный договор, но авторство все равно сохраняется за тем, кто фотоизображение сделал.

В ст. 1301 ГК РФ установлена компенсация за нарушение исключительных имущественных прав, в том числе за использование фотографий без согласия автора, но с указанием его имени, в размере от 10 тысяч до 5 миллионов рублей. Статьей 1300 ГК РФ аналогичные компенсации авторам фотографий предусмотрены и за нарушение чисто авторских прав, то есть использование фото без указания его авторства.

сложность фотографа всегда состоит том, как доказать свое авторство?      

Ведь при установлении в суде авторских прав на оспариваемое произведение, нужно именно доказать, кто является обладателем имущественных и/или неимущественных прав на фотоизображение.

Проще доказать свое авторство тем фотографам, чьи работы под их именами были впервые обнародованы в периодических СМИ, альбомах, книгах, описаны в каталогах выставок.

В то время, когда еще цифровой фототехники не было, доказательством авторских прав на фотографию служила отснятая фотопленка.

Негативы снимков фотографы и фотохудожники, работающие в СМИ или являющиеся членами творческих союзов, хранили в своих архивах годами, оставляя в наследство потомкам.

Достаточно было предъявить печатный оригинал издания с фотоснимком, а также негатив, и больше никаких доказательств суду, как правило, не требуется. Сложнее с размещением фотоизображений в Интернете.

Однако, если фотограф пользуется современной профессиональной цифровой фототехникой, а не разовой «мыльницей», он в целях защиты своих авторских прав может включать опцию автоматической записи своего имени в EXIF, сохраняя RAW-негативы в архиве фотоаппарата. Опытные фотографы знают, что для доказательства своих авторских прав на то либо иное фото достаточно предъявить судье фотоаппарат, которым был сделан снимок. Желательно также беречь саму фотокамеру от утраты и сохранять документы на него.

Кроме того, при публикации снимка в Интернете прямо на самих фотографиях желательно указывать свое имя, а имя или псевдоним еще и зарегистрировать. Конечно, такой фотоснимок тоже могу украсть, но доказать свое авторское право на него в любом случае будет проще.

Судебная практика показывает, что истинные создатели фотоснимка зачастую проигрывают судебные споры тем, кто, фактически украв фотографию, сумел закрепить авторские права на нее за собой путем получения письменного свидетельства об этом.

Поэтому всем, кто заинтересован в том, чтобы авторские права на фотоснимок никто не позаимствовал, лучше до его публикации на сайте или в блоге запастись официальным документом о регистрации авторских прав.

Как  пытаются зарегистрировать авторское право на фотографию

Способов зарегистрировать авторство на тот или иной снимок, точнее запастись на всякий случай доказательствами для суда у фотографов есть несколько.

Имеются собственно изобретенные. Когда автор фотографии распечатывает ее и, надписав почтовый конверт, шлет вложенный в него снимок себе самому, предоставив судье в потенциально возможном споре, распечатав конверт, убедиться в авторстве снимка. Или путем заверки содержимого конверта с фотоснимком печатью нотариуса. Известны и более экзотичные приемы.

Однако в современном мире имеются и общепринятые способы регистрации авторских прав на фотоизображения.

Российское авторское общество (РАО), к примеру, может выдать свидетельство фотографу о регистрации его исключительных прав на снимок и поставить дату данного события.

Но РАО не обладает полномочиями на государственную регистрацию прав и не занимается официальным хранением экземпляров произведений, то есть их депонированием.

В спорном случае официальная бумага от РАО может сыграть свою роль, но у противной стороны, обратившейся в суд за защитой авторских прав, доказательства могут быть более весомыми. А получить госрегистрацию в Роспатенте на фотографию, увы, невозможно, это не патент и не товарный знак.

Широко рекламируются в Сети сегодня и некие удостоверяющие авторские права центры.

Но предлагают они, по сути, всего лишь размещение в неком каталоге регистрации документов и информации, и по результатам такого размещения автору выдаются определенные удостоверяющие документы (справка о размещении объекта авторского права в каталоге, сертификат об авторских правах на опубликованный объект и свидетельство о публикации информации в каталоге).

Однако в России единого официального каталога авторских прав пока нет, к тому же удостоверяющие центры проводить регистрацию авторских прав никем не уполномочены.

За такое депонирование ежегодно, как за аренду, придется платить деньги, но выданные здесь бумаги никакого приоритета в суде с похожими на них – иметь не будут. Доказано судебной практикой последних лет.

и депонирует их бессрочно

Есть и еще один – гораздо более надежный способ. Это регистрация авторских прав на фотоизображение в Российском авторском обществе КОПИРУС с депонированием произведения в Российской (бывшей Ленинской)  государственной библиотеке – это уже серьезный подход к авторским правам.

КОПИРУС – это тоже РАО, но работающее как раз в сфере литературы, науки и искусства. Регистрация авторских прав в РАО КОПИРУС заключается в признании автора правообладателем, в принятии на хранение именно экземпляра произведения и фиксировании даты его предоставления.

Официальное хранение экземпляра регулируется государством, и, что важно, осуществляется бессрочно. При этом базовая стоимость такой процедуры составит 1100 рублей, что делает её не только надёжной, но и доступной для авторов.

После регистрации авторских прав фотографу выдается Свидетельство о регистрации и депонировании, а один экземпляр фотоснимка отправляется в официальный государственный фонд Российской государственной библиотеки.

Этот вид регистрации авторских прав со всех сторон является самым надежным, поскольку главное в этом вопросе – сам автор, факт регистрации и оригинальный экземпляр его произведения, надежную сохранность которого обеспечивает один из главных «книжных банков» страны и мира.

Следует учесть, что для правообладателей юридических лиц базовая стоимость оформления регистрации авторского права на фотографии составляет 1300 руб. Оплата депонирования и регистрации осуществляется согласно утвержденным тарифам через отделения Сберегательного банка РФ или банковским переводом.

Свидетельство о регистрации прав и депонировании произведения, используется для доказательства на основании “презумпции авторства”. Автор или правообладатель может предотвратить возникновение споров, а  в случае возникновения претензии, или судебного разбирательства может доказать, что именно он является обладателем авторских прав на зарегистрированную фотографию.

Авторские права подтверждает:

1. Договор с автором (правообладателем). РАО КОПИРУС подтверждает, что на дату заключения договора знает об авторе и его творческой деятельности или об организации-правообладателе.

2. Регистрация авторских прав. Запись в официальном Реестре, оформленное Свидетельство о регистрации прав и депонирование произведения в Российской (Ленинской) государственной библиотеке подтверждают авторство на экземпляр фотографии с именем автора.

Подробнее с Инструкцией по оформлению и подготовке документов на регистрацию авторских прав на фотографию можно познакомиться на портале Copyright.ru.

Зарегистрировать авторские права >>>

Статьи и новости по теме:

В самое ближайшее время, по инициативе министерства, планируется изменить законодательство, например >>

Представители Google публично заявили о том, что крайне негативно относятся к последним нововведениям в Европейском Союзе по поводу сборов авторского вознаграждения >>>

Представители Национальной Ассоциации Телерадиовещания Казахстана и руководство зарубежных телевизионных каналов сделали совместное заявление >>>

Председатель КНР Си Цзиньпин рассказал о последних политических и экономических изменениях в стране >>

На днях президент США Дональд Трамп удивил мировое сообщество, подписав указ о 25% пошлинах на всю продукцию из Китая >>

Коммерческим и некоммерческим предприятиям, имеющим веб-сайты, где пользователи могут публиковать контент, необходимо будет получить или продлить свою защиту в 2017 году >>>

О возможном сенсационном иске к крупнейшему в мире видеохостингу от правообладателя заявил Ирвинг Азофф. Музыкальный менеджер и продюсер работает с популярным исполнителем Фареллом Уильямсом и именно о его видеоклипах и идет речь >>>

Источник: http://www.copyright.ru/ru/documents/zashita_avtorskih_prav/zashchita_kontenta_sayta/fotorights

Шесть типичных случаев нарушения авторского права в СМИ и как их избежать

Есть ли авторское право на новость из СМИ?

Александр Жук считает, что базовые знания по авторскому праву необходимы и журналисту-штатнику, и фрилансеру: на этапе подготовки материала они помогут не нарушить права других авторов, а если текст опубликован, то позволят убедиться, что права самого журналиста не нарушаются.

Сергей Зикрацкий отметил: «Где два юриста, там три мнения», поэтому следует понимать, что по некоторым вопросам не будет однозначного толкавания Закона об авторском праве. Александр Жук говорит, что поспорил бы даже с некоторыми тезисами из собственных статей трехлетней давности, опубликованными на сайте БАЖ, хотя по-прежнему рекомендует их прочитать.

Впрочем, в случаях, когда законодательная база не дает однозначных ответов, не стоит забывать о журналистской этике.

Так какие же типичные нарушения авторского права допускают белорусские СМИ и что с этим делать?

Неправильно подписанные фотографии

Частая практика – использование в одном интернет- или печатной статье иллюстраций из различных источников и перечень авторов в конце текста.

По мнению Сергея Зикрацкого это является нарушением авторского права. Авторство и / или источник, откуда взято изображение, должны быть указаны у каждой иллюстрации, чтобы читатель точно знал, где чья фотография.

Более того, даже если использовано фото только одного автора или из одного источника, лучше, чтобы это было также отражено около каждого изображения, хотя такой подход может казаться избыточный.

В то же время руководитель Центра по коллективному управлению имущественными правами Национального центра интеллектуальной собственности Алексей Бичурин трактует такие случаи по-другому: хорошо было бы, если бы так подписывали, но практика сложилась несовершенная, и на случай возникновения судебного спора мы не можем апеллировать к Закону об авторском праве: там указано, что автор имеет право на имя, но не указано, каким же точно образом это право должно реализовываться. Поэтому мы имеем дело с тем самым случаем, где следует руководствоваться журналистской этикой и интересами читателей, которые, наверное, хотели бы иметь точные сведения об авторстве снимков и источнике их происхождения.

Неправильное понимание метки «для некоммерческого использования»

Любое использование контента в СМИ считается коммерческим! Даже если статья – на социальную тематику и не имеет никаких признаков рекламы. В ходе семинара озвучивалось несколько кейсов. Например, СМИ имеет подписку на Flickr, за которую нужно платить ежемесячно.

Изображения с пометкой «для некоммерческого использования» оно в таком случае взять не может, или может только за дополнительную плату, в зависимости от того, как указано автором изображения. То же касается материалов, распространяемых по лицензиям Creative Commons, что включают такую метку.

О Creative Commons можно писать отдельно и много, здесь отметим, что бывает шесть видов лицензий, и только произведения, которые распространяются по трем из них, подходят для использования в СМИ.

Неправильное использование контента из социальных сетей

В условиях указано, что, помещая контент на его страницах, пользователь соглашается со свободным распространением его в пределах соцсети. Но только в пределах соцсети! Поэтому вставить на страницу СМИ код, который отсылает к посту в , можно, но взять контент без согласия автора и выставить на сайт СМИ — уже будет нарушением авторского права.

позволяет для каждого из размещаемых роликов выбрать лицензию, по которой контент распространяется. Стандартная лицензия действует примерно так же, как и правила . Можно выбрать одну из лицензий Creative Commons, и тогда уже СМИ должно убедиться, что правообладатель разрешает коммерческое использование ролика.

ontakte позволяет только некоммерческое использование находящегося там контента, то есть в СМИ его использовать без согласия автора нельзя.

Сергей Зикрацкий придерживается мнения, что если нет пометки о свободном пользовании, согласие автора стоит спрашивать, и предлагает следующую схему:

Определить условия пользования (размер награждения / безвозмездность);

Указать первоисточник информации (гиперссылкой или иным путем, определенным правообладателем);

Указать имя или псевдоним автора.

Эту схему можно использовать не только для контента из соцсетей.

Слишком большие цитаты из чужих произведений

Объем цитирования должен быть оправдан его целью. Конечно, это оценочная категория: что оправдано, а что нет. Поэтому, цитируя, следует задать себе два вопроса: 1) А не слишком ли много взято чужого материала? И 2) Можно ли было процитировать меньше? Если на оба вопроса журналист сам себе ответил “Нет”, то, пожалуй, необходимый объем цитирования не превышен.

Убеждение, что значок © и подпись “Все права защищены” и правда их защищает

После значка копирайта обычно обозначается правообладатель и год создания объекта охраны авторского права (например, “© Алена Лешкевич, 2017”). Но такие метки носят декларативный характер и в случае возникновения судебного спора журналисту придется доказывать свое авторство. Обычно доказательством обслуживают сведения о наиболее ранней дате публикации.

Подписи статей типа “Пресс-служба” или “Редакция”

Автором может считаться только физическое лицо. Организация (редакция) или индивидуальный предприниматель не могут быть авторами. Техническая помощь не ведет к возникновению соавторства. Авторство не определяется принадлежностью физического носителя, на котором зафиксирована информация.

Личные неимущественные авторские права неотчуждаемы, не могут быть переданы или проданы. Автор имеет право на имя, и в то же время может сам решить, хочет ли он опубликовать материал под собственным именем, под псевдонимом или анонимно.

Правда, по Бернской Конвенции 1886 года, которая является одним из самыз старых действующих международных правовых актов, новости и информационные заметки не охраняются авторским правом. Такая же норма отражена в Гражданском Кодексе России и Украины. В белорусском Законе об авторском праве это не прописано.

Если следовать такой логике, то нужно ли считать объектами авторского права пресс-релизы, которые также обычно выходят анонимно? А репортажи, которые обычно подписываются? Объект авторского права отличают такие признаки, как творчество (“создание чего-то нового, чего раньше не было”) и воплощение в какой-то объективной форме, которую можно воспринять хотя бы одним из органов чувств. Поэтому пространство для интерпретаций достаточно широкое.

Коллегам можно посоветовать в спорных случаях руководствоваться журналистской этикой и помнить, что за помощью можно обратиться к юристам ОО “БАЖ”.

Источник: https://baj.by/ru/analytics/shest-tipichnyh-sluchaev-narusheniya-avtorskogo-prava-v-smi-i-kak-ih-izbezhat

Не плюй в источник!

Есть ли авторское право на новость из СМИ?

Наряду с вопросом поведения журналистов в социальных сетях, который вызвал шквал дискуссий в белорусской медиасфере за последние недели, не менее актуальной, но не столь обсуждаемой, остается проблема соблюдения авторских прав при перепечатке информации, публикации фото- и видеоматериалов онлайновыми ресурсами. Хотя эксперты и отмечают, что ситуация постепенно меняется, она все еще далека от благополучной.

Из недавних примеров выяснения отношений на этой почве можно вспомнить иск против борисовского сайта vborisove.by, который перепостил размещенный в открытом доступе на сервисе видеоролик.

По информации Белорусской ассоциации журналистов (БАЖ), иск подал 30 января один из авторов ролика «Город Борисов 910 лет». Автор потребовал от владельцев сайта компенсацию в 55 млн.

рублей за использование произведения без согласия автора.

18 февраля состоялось предварительное судебное заседание, на котором стороны договорились о мировом соглашении с частичной компенсацией исковых требований — 5 млн. рублей.

А в прошлом году, например, рогачевская районная газета «Свободное слово» подала иск против общественного активиста Дениса Дашкевича, создателя сайта новостей vrogacheve.ru.

Претензии основывались на том, что на сайте была перепечатана информация из газеты. Статьи, на которые ссылалась районка, были официальной сводкой милиции и больницы.

Там приводилась статистика: прошлой зимой шесть жителей Рогачева получили обморожения.

По мнению самого Дениса Дашкевича, подобные сводки не являются объектом авторского права. Однако газета «Свободное слово» посчитала, что сайт новостей таким образом нарушил закон. Суд при этом принял сторону газеты и оштрафовал общественного активиста на 3 млн. рублей.

Воровство стало «изысканнее»

Как отмечают эксперты, за последние десять лет случаев явного воровства контента стало в разы меньше в сравнении с периодом, когда белорусские СМИ только-только вышли на просторы Всемирной паутины.

Однако проблема корректной ссылки на первоисточник при перепечатывании материалов является более чем актуальной.

Хотя в том же Кодексе журналистской этики БАЖ подчеркивается, что соответствующая ссылка должна быть обязательно.

Собственно, формулировку «соответствующая ссылка» каждый понимает так, как выгодно ему. По идее, при перепечатке материала в онлайновом издании ссылка должна ставиться так, чтобы было понятно, что она касается всего текста, а не отдельной его части, а также необходима работающая гиперссылка на первоисточник.

Однако многие онлайн-СМИ при перепечатке чужих материалов идут на небольшие хитрости: например, первоисточник информации упоминают где-то в середине текста, из-за чего непонятно, идет ли речь обо всем тексте или же об одном предложении (абзаце). Вроде как формально и упомянули, у кого взята информация, но завуалировали так, что многие читатели будут считать: это собственный материал данного ресурса.

Медиааналитик Павлюк Быковский отмечает: если бы в Беларуси был хорошо развит рынок интернет-СМИ, то необходимость соблюдения авторских прав воспринималась бы как нечто существенное и актуальное, а в случае их нарушений обращения в суд и дальнейшие решения выработали бы «какую-то практику, которую никто бы не нарушал».

Но ныне в Беларуси, отметил эксперт в интервью БелаПАН, картина несколько иная: обращений в суд и соответствующих решений практически нет.

«Пока, в основном, есть споры в журналистском сообществе о том, как правильно или неправильно поступать. Есть угрозы со стороны основных производителей контента, что они будут судиться из-за нарушения их прав. Но дальше слов обычно не идут», — подчеркнул Быковский.

Вместе с тем, напомнил аналитик, указ № 60 о мерах регулирования интернета, который в свое время наделал много шума, предусматривает одним из обязательных требований при заимствовании информации выполнение условий того сайта, с которого эта информация берется.

«То есть, допустим, информагентство требует при перепечатке обязательно ставить гиперссылку на свою новость, и все с этим вынуждены считаться и ставить такую ссылку, — говорит Быковский.

— В тех же случаях, когда прямо не указано, что должна быть гиперссылка на саму новость, а просто указано, что при использовании информации должна быть ссылка на данный сайт, то ресурсы, которые заимствуют контент, как правило, делают ссылку на главную страницу».

Делается это вполне сознательно, поясняет собеседник, чтобы «роботы-пауки, которые занимаются сбором информации по ссылкам, не могли по гиперссылке прийти на первоисточник и, соответственно, тот источник, который осуществил заимствование, не выглядел как вторичный с точки зрения поиска».

Дискуссия подняла уровень цивилизованности

В свою очередь, юрист в сфере защиты авторских прав Сергей Зикрацкий подчеркивает, что несоблюдение авторских прав является проблемой не только Беларуси, но и всех постсоветских стран.

«Все считают, что если это размещено в интернете, то можно перепостить, ссылку не поставить, авторство не указать — и все нормально будет, — сказал Зикрацкий в интервью БелаПАН.

— Наши образование и менталитет построены на том, что мы еще не привыкли соблюдать авторское право. Мы на протяжении всего существования СССР жили, не зная про авторское право и не воспринимая его всерьез.

Отголоски этого мучают нас до сих пор».

В Беларуси, по его словам, проблема решается, но очень медленно: «Если 10 лет назад был полный разгул, нарушали все и никто не хотел защищать свои права, не видел никаких перспектив, то сейчас потихоньку вопросы решаются, начинают люди сами себя уважать, ставить ссылки, соблюдать авторские права. Кроме того, все больше и больше исков по защите авторских прав появляется, начинают и выплачивать компенсации, удовлетворять претензии».

При этом оба эксперта затруднились сказать, какие СМИ — государственные или негосударственные — чаще нарушают авторские права при использовании чужих материалов.

«Ввиду того, что негосударственных СМИ в принципе больше, там, скорее всего, и больше нарушений может быть. Вместе с тем, есть негосударственные СМИ, которые делают адекватные гиперссылки. А есть государственные ресурсы, которые ссылок не делают», — говорит Быковский и приводит совсем свежий пример.

Телеканал ОНТ взял с сайта tut.by обсуждение читателями последствий циклона «Хавьер». «Были приведены мнения людей, которые послужили иллюстрацией для передачи, но ОНТ не указало, где взяло эту информацию. Крупные ресурсы довольно часто «теряют» или забывают сделать ссылку на те ресурсы, которым они не хотели бы добавлять авторитета», — отметил собеседник.

По мнению Сергея Зикрацкого, нарушения одинаково характерны и для государственных, и для негосударственных СМИ.

«Есть распространенное мнение, что госСМИ нарушают законодательство чаще, потому что уповают на безнаказанность.

Не уверен, что это правильное утверждение в целом, но в отношении авторского права оно точно неправильное, потому что нарушают в равной степени все. В той или иной степени грешат этим все», — подчеркнул юрист.

В то же время Быковский отмечает, что за последние годы большинство ресурсов Байнета стали все же более корректны при использовании чужих материалов.

«Мне кажется, что на политику в отношении гиперссылок повлияло то, что возникла дискуссия в цеховом сообществе о том, как поступать в таких случаях. Была кампания БАЖ «За чистый Байнет», была критика ресурсов, которые занимаются агрегацией новостей, — сказал медиаэксперт.

— Эта критика была достаточно жесткой и в значительной степени повлияла на то, как себя стали вести такие ресурсы, как «Белорусский партизан» и «Хартия». Они стали делать гиперссылки, пусть даже не на сам материал.

Но в целом они стали вести себя несколько более цивилизованно, чем это было раньше».

При этом Быковский отмечает, что при возникновении конфликта из-за несоблюдения авторских прав очень часто в журналистском сообществе все же срабатывает так называемое «баррикадное мышление и нежелание подставлять коллег, возникает вопрос о политической целесообразности вынесения сора из избы», поэтому негосударственные СМИ предпочитают при возникновении подобных вопросов решить их между собой потихоньку, не особо привлекая к этому внимание.

Повышать правовую культуру, развивать саморегуляцию СМИ

В свою очередь, Сергей Зикрацкий отмечает, что за последние годы к нему стали значительно чаще обращаться за консультациями в случае нарушения авторских прав.

«Причем если раньше дело ограничивалось просто консультацией без каких-либо дальнейших действий, то теперь ситуация изменилась и люди готовы защищать свои права, — говорит юрист. — Мы пишем претензии.

И, как правило, все регулируется на стадии претензионного порядка. Есть у меня клиенты — один из онлайн-ресурсов, — которые принципиально защищают свои авторские права.

И в большинстве их случае вопрос регулируется уже при заявлении претензии».

Юрист также обратил внимание на ошибочность мнения о том, что невозможно добиться соблюдения авторских прав или наказать за их нарушение, если ресурс, который заимствует чужие материалы с нарушением прав, работает из-за пределов Беларуси.

«Авторское право трансгранично, — подчеркивает Зикрацкий. — В каждой стране есть свои законы об авторских правах, есть, в конце концов, Бернская и другие международные конвенции, к которым присоединилось большинство государств, поэтому авторское право можно защищать в любой стране».

Безусловно, когда нарушитель находится за пределами Беларуси, способы защиты становятся сложнее, чем зачастую и пользуются, отмечает эксперт. Но защитить свои авторские права возможно в любом случае, хоть это и потребует больше времени и усилий.

В целом же, говорит Зикрацкий, вопрос, наверное, должен решиться изменением правовой культуры. «Когда все начнут соблюдать авторские права, а нарушать их станет немодно, тогда это изменится и проблема перестанет быть такой актуальной», — подчеркнул специалист.

Медиаэксперты подчеркивают также важность развития принципов и механизмов этической саморегуляции в белорусской медиасфере, и особенно среди онлайн-СМИ.

Материал подготовлен в сотрудничестве с организациейIndex on Censorship

Источник: https://naviny.by/rubrics/society/2013/03/27/ic_articles_116_181258

Право-online
Добавить комментарий