Как искать правообладателей произведений?

Как подобрать музыку для видео и не нарушить авторские права

Как искать правообладателей произведений?

Выбрали в качестве музыкального сопровождения своего видео композицию Rammstein? Придется раскошелиться или попрощаться с этой идеей. Рассказываем, как проверить, защищен ли трек авторским правом, чем грозит его нарушение и где найти легальную музыку для своего видеоролика.

Какие композиции защищены авторским правом

Для начала разберемся с терминами. Авторское право — это интеллектуальное право на произведение. К таким правам относятся: право авторства, право автора на имя, исключительное право на произведение, право на неприкосновенность и обнародование произведения. Все, что касается авторского права в России, регулирует Глава 70 ГК РФ.

Авторское право возникает с момента создания произведения, автоматически. Это значит, что автору не нужно регистрировать свое творение в каких-либо инстанциях.

Согласно российскому законодательству, действие исключительного права на произведение заканчивается через 70 лет после смерти автора (точнее, с 1 января года, следующего за годом смерти автора).

По истечении этого срока произведение переходит в общественное достояние.

Учтите несколько важных моментов:

  • в общественное достояние переходит право на нотную запись произведения, а не на его конкретное исполнение;
  • исключительное право на произведение может быть передано по наследству;
  • авторскими правом может обладать не только автор музыкальной композиции, но и компании звукозаписи.

Это значит, что даже если вы хотите озвучить свой ролик «заезженной» фугой Баха, хорошо бы проверить, не нарушаете ли вы права наследников или звукозаписывающего лейбла.

Чем грозит нарушение авторских прав

Вы по незнанию или умышленно выложили на свой -канал ролик, нарушающий авторские права? Если правообладатель это заметил, он может подать заявку через специальную систему Content ID.

Как вы об этом узнаете? Все такие заявки попадают в раздел Авторские права Творческой студии :

Заявка ContentID не влечет за собой автоматическую блокировку канала или требование удалить ролик. Правообладатель может применить к вам одну из следующих санкций:

  • блокировка во всех или некоторых странах;
  • отключение звука — ролик будет доступен без звуковой дорожки;
  • монетизация: в видео появится реклама, весь доход от которой пойдет правообладателю;
  • запрет для показа на отдельных платформах и приложениях.

Чаще всего правообладатель идет по третьему пути, получая доход от рекламы в обмен на разрешение использовать материал.

Гораздо больше проблем возникнет, когда выложенное вами видео получает предупреждение о нарушении авторских прав. Если администрация сочтет жалобу правомерной, то видео будет удалено.

Предупреждение вы увидите в том же разделе, что и заявки ContentID.

Можно дождаться окончания довольно длинного срока действия (90 дней), а можно связаться с автором жалобы: или попросите его отозвать предупреждение, или смело направляйте встречное уведомление, если считаете, что видео удалено неправомерно.

Фатальные последствия для канала наступают после получения трех предупреждений:

  • блокировка аккаунта и всех привязанных к нему каналов;
  • удаление всех видео с канала;
  • запрет на создание новых каналов.

Так что, если вы не владелец маленькой армии ботов, с авторскими правами на своем канале лучше быть осторожным.

Незаконное использование музыки, защищенной авторскими правами, является пиратством.

Законодатель предусмотрел за такую деятельность наказание от административного штрафа до исправительных работ и даже тюремного заключения сроком до двух лет (часть 2 статьи 146 УК РФ).

Самое безобидное последствие — блокировка ресурса, на котором размещен пиратский контент, в соответствии со статьей 15.2 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Как проверить, защищена ли музыка авторским правом

Есть несколько способов.

  • Заходим в раздел Условия использования музыки в Творческой студии , вбиваем в строку поиска название композиции и вуаля:
  • Создаем новый канал на , не подтверждаем по sms, загружаем туда видео со звуковой дорожкой и ждем письма с предупреждением. Довольно неудобный и трудозатратный метод. К тому же, если заявка ContentID все-таки поступит, придется переделывать озвучку.
  • Пользуемся поиском на сайте Российского авторского общества (РАО). Поиск в реестре произведений российских и зарубежных правообладателей по названию нужного трека занимает несколько секунд, но что делать с результатами, не совсем понятно:

На мой запрос по электронной почте юрист РАО ответил довольно пространным письмом. В переводе с канцелярского на русский ответ звучит примерно так: хотите использовать произведение для озвучки ролика — пишите нам, а мы расскажем, на каких условиях это можно сделать. Как-то слишком много телодвижений в наш цифровой век, вам не кажется?

Стоит ли пытаться обойти закон

На просторах интернета вы можете встретить рекомендации по обходу претензий правообладателей и системы ContentID.

К таким методам относятся: изменение тональности или скорости воспроизведения композиции в аудиоредакторе и использование отрывка менее 30 секунд.

Второй метод вполне бессмысленный, если вы не собираетесь делать из звуковой дорожки винегрет.

Первый теоретически можно попробовать, но я бы не советовала по двум причинам: трудозатратность и санкции вплоть до удаления канала, если мелодию все же смогут распознать.

Очень аккуратно нужно использовать музыку из пабликов ВК и  каналов, которые предлагают якобы «очищенные» от авторских прав композиции. Как проверить, не нарушаете ли вы авторские права, я уже рассказала.

На какие произведения не распространяется авторское право

Есть музыкальные композиции, которые вы спокойно можете использовать в качестве звуковой дорожки, не опасаясь претензий со стороны правообладателя. Только боюсь, вы не очень обрадуетесь, узнав, что это:

  • музыкальные произведения, авторство которых не установлено (народное творчество),
  • государственные гимны.

Где купить право на использование

Допустим, вы решили раскошелиться и заплатить за легальное использование музыкальной композиции. Как это сделать?

  • Обратиться к правообладателю напрямую. Возможен вариант, что правообладатель даст разрешение на бесплатное использование музыки в некоммерческих целях.
  • Обратиться к правообладателю через РАО.
  • Купить музыку с лицензией Royalty Free. По ее условиям, вы должны будете один раз заплатить за право использования. Приобрести такие треки можно на сайтах: www.premiumbeat.com, audiojungle.net и других.
  • Посерфить сайты с платным контентом за умеренную цену: Shutterstock, Epidemic Sound, Danosongs (сайт композитора Dan-O, нужно будет указать источник и пожертвовать минимум 10$ за трек), интернет-магазин Audiosocket.

При покупке обращайте внимание на следующие моменты:

  • можно ли использовать композицию в рекламных целях;
  • можно ли использовать музыку в видео, которое монетизируется;
  • на каких платформах разрешено использование;
  • в каких странах и городах разрешено использование;
  • срок лицензии (бывает на определенный срок и бессрочная);
  • нужно ли указывать какую-либо информацию в описании к видео (имена авторов, ссылка на трек и т.п.);
  • количество видео, в которых можно использовать трек.

Что делать, если платить не хочется

Нет желания расставаться с кровно заработанными? Вот список способов получить «очищенную» музыку к ролику бесплатно без регистрации и смс.

1. Зайдите на фонотеку  — здесь собраны бесплатные композиции и звуковые эффекты, которые можно свободно использовать. В некоторых случаях потребуется указать автора. Инструкция по добавлению музыки в ролик.

2. Закажите композицию молодому исполнителю или группе в обмен на pr или попросите уже ранее написанную. Искать таких авторов проще всего в соцсетях. Разрешение на использование лучше оформить письменно на случай, если через неделю мелодия взлетит на вершины чартов.

3. Создайте самостоятельно. Если вы не наделены композиторским талантом, воспользуйтесь программами Cubase, MAGIX Music Maker 2015, Mixcraft и подобными.

4. Используйте классические произведения. Я уже писала, что после определенного срока музыка переходит в общественное достояние. Но проверить, закончилось ли действие авторских прав, будет нелишним.

5. Найдите музыкальные произведения с бесплатными публичными лицензиями Creative Commons. При использовании трека нужно обращать внимание, какие условия лицензии CC на него распространяется:

  • Attribution: используем свободно, указываем автора.
  • Attribution Share A: используем свободно, указываем автора, можем изменять музыку.
  • Attribution No Derivatives: используем свободно, указываем автора, изменять мелодию или нарушать целостность произведения запрещено.
  • Attribution Non-Commercial: используем свободно с указанием авторства в некоммерческих целях.
  • Attribution Non-Commercial Share A: можем использовать свободно с указанием авторства в некоммерческих проектах, также можно брать произведение за основу для производных в некоммерческих целях при условии, что указан автор и новые произведения лицензируются на тех же условиях.
  • Attribution Non-Commercial No Derivatives: можем использовать свободно с указанием авторства в некоммерческих проектах оригинальный трек без изменений.

Сайт с глобальным поиском файлов CC — search.creativecommons.org.

6. Зайдите на ресурсы с бесплатными композициями, «очищенными» от авторских прав. Перечислю самые популярные:

  • soundcloud.com — скачиваете бесплатно, ставите ссылку на трек.
  • www.jamendo.com — русскоязычный сайт, за коммерческое использование музыки придется платить.
  • incompetech.com — нужно указать сайт как источник композиции. Если хотите поблагодарить создателя, можете перечислить любую сумму в разделе Donate.
  • www.mobygratis.com — отличный сайт для любителей композиций Moby, можете бесплатно использовать их в качестве звуковой дорожки видео, но строго в некоммерческих целях.
  • Musopen и PAcDV— на этих сайтах в свободном доступе музыка, которая стала общественным достоянием.
  • ccmixter.org — все треки на этом ресурсе с лицензией Creative Commons.

Теперь вы знаете все о том, как подобрать музыку к видеоролику и не нарушить при этом авторские права. Творите, информируйте, развлекайте, монетизируйте и продвигайте видеоконтент, не вступая в спор с правообладателями!

Котики рекомендуют

Почитайте еще вот эту статью: Где на самом деле можно делать фото в России

Источник: http://madcats.ru/digital-marketing/kak-ne-narushit-avtorskie-prava/

Авторские права на музыкальное произведение с текстом, песня (музыка) как объект авторских прав и смежных прав

Как искать правообладателей произведений?

Данная юридическая консультация по авторским и смежным правам на музыку (песни) объединяет в себе множество вопросов по авторским правам, из которых становится ясно, что необходим общий ответ, какие и у кого вообще есть права на музыку и текст к музыке, т.к. у многих отсутствует четкое представление.

В настоящей юридической консультации будет рассмотрен следующий случай: есть записанная исполненная музыкальная композиция (музыкальное произведение с текстом), необходимо определить, кто обладает авторскими правами и смежными правами и на что конкретно.

Понимание правового регулирования авторских и смежных прав на песню существенно важно для того, чтобы правомерно в соответствии с авторским законодательством:

  • использовать музыкальное произведение с текстом путем включения в другое произведение (использование в составе другого объекта авторских прав – например, в кино или рекламе),
  • переработать музыкальное произведение (например, сделать ремикс на музыку),
  • использовать музыку (песню) иными способами.

Нижеследующая информация поможет Вам понять “кто есть кто”, кто какими правами обладает, т.е. обладателей авторских и смежных прав на соответствующее музыкальное произведение.

Также данная юридическая консультация поможет Вам понять, с кем и какие договоры необходимо заключить, и избежать ситуации, когда Вы заключили договор только с одним из авторов (правообладателей), не понимая, что кто-то еще также обладает исключительным правом на “часть” музыкального произведения (на объект авторского права и/или объект смежных прав).

Если Вы не соблюдете авторские и смежные права в полном объеме, то рискуете, что в какой-то момент кто-нибудь из правообладателей предъявит Вам претензию.

Юридическая консультация

Для правомерного использования музыкального произведения, каким бы ни было использование (переработка, включая ремикс или аранжировку, включение в состав другого произведения, сообщение произведения, его распространение, размещение в Интернете и т.д.), необходимо заключить договор со всеми правообладателями прав (авторских и смежных прав) на соответствующее музыкальное произведение.

Ниже я приведу список всех возможных обладателей авторских и смежных прав на музыкальное произведение с текстом. Как правило, у многих песен есть все нижеуказанные авторы (правообладатели), однако вполне возможно, что их круг будет уже в силу того, что, например, у песни нет слов или одно лицо является создателем (автором) большей “части” песни и т.п.

Речь идет о полностью готовой песне: т.е. создана музыка и текст (слова), музыка и текст исполнены, исполнение музыки и текста записано, запись сведена и на выходе получена полноценная, готовая к использованию песня.

Авторские права на песню

  • авторские права на музыку (музыка в оригинале) – композитор,
  • авторские права на текст (слова) – поэт, автор стихов,
  • авторские права на переработку, как правило, аранжировку (уже “украшенная” музыка, т.е. перед нами не то, что написал композитор, а аранжированное произведение) – переработчик (аранжировщик).

Смежные права на песню

  • смежные права на исполнение музыки – музыкант,
  • смежные права на исполнение текста (слов) – певец,
  • смежные права на фонограмму – изготовитель фонограммы (лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков).

В указанном списке не освещены проблемные вопросы соавторства и соисполнительства, а также более сложные схемы создания песни, которые также влияют на порядок и условия заключения договоров с авторами и исполнителями.

Если лицо, которое осуществляет запись исполнения песни и сведение, также осуществляет творческую доработку (например, добавляет к записи сэмплы и другие звуки), то, во-первых, он должен быть либо автором (и исполнителем) таких сэмплов, либо иметь права на их использование (если такие звуки являются результатом творческой деятельности, т.е. являются объектом автроских и/или смежных прав – что, как правило, и имеет место быть) – иначе Вы рискуете получить претензию от настоящих авторов сэмплов и иных добавленных в песню звуков; во-вторых, такое лицо будет являться переработчиком, т.е. автором переработки (даже если автор самих сэмплов не он, т.к. именно он выбрал, какие звуки использовать, как и куда добавить). Также если такое лицо использовало уже записанные звуки, а не исполнило их само, то и здесь появляется изготовитель фонограммы (обладатель смежных прав).

Все договоры с указанными выше обладателями авторских и смежных прав должны быть заключены в письменной форме.

Согласно ГК права на песню можно получить, заключив с правообладателем договор об отчуждении авторских и/или смежных прав (полная и безвозвратная передача авторских и/или смежных прав) или лицензионный договор (предоставление авторских и/или смежных прав на срок и с ограничениями). Несоблюдение письменной формы указанных договоров влечет их недействительность (п. 2 ст. 1234 и п. 2 ст. 1235 Гражданского кодекса)!

Российским авторским законодательством не предусмотрена возможность передачи неимущественных прав и не предусмотрена возможность отказа от авторских прав (в том числе имущественных).

“Отказ от прав” должен быть оформлен в виде договора, в противном случае, если в таком “отказе” будут отсутствовать существенные условия договора об отчуждении исключительного права или лицензионного договора, такой документ не будет иметь юридической силы.

Практически не существует (по крайней мере, когда я с “такими” сталкивался, оказывалось, что не допускается их коммерческое использование) бесплатных и “свободных” библиотек сэмплов и иных звуков, фонотек, которые правообладатели разрешают использовать в чужих музыкальных произведениях. С учетом же вышесказанного очень желательно иметь письменные документы, дающие право на их использование в Вашей песне.

Даже если в Вашей песне использована непродолжительная “вставка”, на которую у Вас нет прав, автор такой “вставки” может полностью блокировать использование записанной песни, а Вам придется записывать новое исполнение песни.

Не в качестве рекламы юридических услуг, но в качестве рекомендации: если Вы планируете, что создаваемая Вами песня будет успешной, или если Вы планируете использовать музыкальное произведение в серьезном проекте, то лучше не заключать договоров без юриста по авторским правам, именно юриста, специализирующегося в области авторских прав.

* Актуальность ответа проверена на соответствие законодательству, действовавшему на 21.12.2013.

Прочтений: 118197.

Источник: https://kolosov.info/yuridicheskaya-konsultaciya/oformlenie-avtorskih-prav-v-dogovore

Использование образов персонажей из фильмов и сериалов в рекламе: как найти грани дозволенного?

Как искать правообладателей произведений?

Кейс о том, как “Пицца Темпо” после после выхода нового сезона “Игры престолов” запустила акцию “Еда Престолов” и сменила свой фирменный стиль, вызвал бурное обсуждение в нашем .

Людей интересовало, насколько легально использованы образы из известного сериала.

Marketing.

by попросил Надежду Хаданович, адвоката Адвокатского бюро «Степановский, Папакуль и партнеры», пояснить, что делать и к кому обращаться, если нужно использовать в рекламе чужую интеллектуальную собственность, и как вообще ее можно использовать.

Вопросы заимствования в рекламе возникают в ежедневной практике любой компании, которая хочет следовать трендам и усиливать свое маркетинговое присутствие.

Ведь действительно, многое хорошее уже придумано до нас, почему бы этим не воспользоваться? Однако любой искушенный в правовых вопросах маркетолог хорошо знает простую истину: нельзя брать то, что чужая интеллектуальная собственность.

По крайней мере, без спроса, то есть запроса согласия правообладателя на использование.

«Правообладатель близко»

К сожалению, к вопросам надлежащего оформления прав на чужие объекты интеллектуальной собственности в Беларуси принято относиться достаточно попустительски. Существует убеждение, что Беларусь – это слишком маленький рынок для того, чтобы нарушение было замечено.

А если и замечено, то рынок все ещё слишком мал для того, чтобы были предприняты какие-либо активные действия по его устранению.

Тем не менее на сегодняшний день многие транснациональные корпорации, включая крупнейшие кино- и телекомпании, присутствуют в странах СНГ (обычно, в России), откуда и ведется наблюдение за соблюдением на рынках Центральной и Восточной Европы прав на объекты интеллектуальной собственности. К примеру, известная телесеть HBO сотрудничает с российской компанией «Амедиа», чей онлайн-сервис «Амедиатека» совсем недавно получил статус «Home of HBO».

«Авторское право не то, чем кажется»

Авторское право в XXI веке уже далеко отошло от авторского права образца Статута королевы Анны 1710 года – первого закона об авторском праве.

Сегодня неправомерно размещенный контент безжалостно блокируется правообладателями из любой точки мира, а причиной всему – Интернет, с помощью которого можно легко отследить и пресечь нарушение.

Многие уже обращали внимание на то, что часто при желании посмотреть любимый сериал онлайн можно столкнуться с многократно повторяющейся в поисковой выдаче надписью: «В ответ на жалобы, поданные в соответствии с Законом США «Об авторском праве в цифровую эпоху», мы удалили некоторые результаты с этой страницы». Действительно, законодательство США является одним из наиболее прогрессивных в данном плане. И вот тут стоит помнить: большинство правообладателей (из кино- и телеиндустрии) – также компании из США, соответственно, они могут пользоваться данным инструментом в полной мере.

Аналогично и при проведении рекламной кампании (а какая рекламная кампания сегодня не проводится в сети Интернет либо с тем или иным ее задействованием). Правообладатель может не только установить, но и зафиксировать факт нарушения своих прав, что позволит ему впоследствии обратиться с требованием о прекращении нарушения.

Например, упомянутая выше телесеть HBO, которой принадлежат права на уже культовый сериал «Игра Престолов», рассылает уведомления о нарушении прав в автоматическом или полуавтоматическом режиме, что иногда приводит к достаточно неожиданным казусам.

Так, в прошлом году HBO, руководствуясь нормами приведенного выше Закона США «Об авторском праве в цифровую эпоху», запретило размещение на художественном хостинге RedBubble рисунка 13-летней девочки с надписью «Winter is coming» («Зима близко»), охраняемой в США в качестве товарного знака (подробнее об этом случае можно прочесть здесь).

При этом следует также учитывать, что Республика Беларусь c 1970 года является членом Всемирной организации интеллектуальной собственности и, как следствие, страной-участницей ряда международных соглашений в сфере авторского права и смежных прав. Согласно нормам этих соглашений, объекты авторского права и смежных прав получают правовую охрану не только в стране возникновения, но и в Беларуси.

Как следствие, использовать в Беларуси, к примеру, образы миньонов из мультфильма «Гадкий Я», Дарта Вейдера из «Звездных Войн» и птичек из Angry Birds можно только при условии, что соответствующий правообладатель (Universal, Disney или Rovio) дал на это свое согласие.

«Бренд, я твой отец!»

Часто юристам задают вопросы вроде «что нужно поменять, чтобы была возможность использовать чужую интеллектуальную собственность»?

Есть три ответа на этот вопрос:

1. Попросить разрешение

Да, этот вариант кажется несбыточным, но, поверьте, это действительно работает, и корпорации охотно дают разрешения на использования своих произведений, включая образы персонажей.

В качестве примеров таких коллабораций на белорусском рынке можно привести: тропическую колу Angry Birds и безалкогольный напиток Hello Kitty со вкусами малины и карамели от ОАО «Лидское пиво» (в обоих случаях была получена лицензия от соответствующих правообладателей).

В целом, большинство компаний-правообладателей достаточно охотно выдают такие «продуктовые» лицензии. Это позволяет брендировать продукт соответствующим образом и использовать нужных персонажей в рекламных целях.

При этом законность такого использования всегда будет прозрачной и для внимательного потребителя, так как на упаковке товара будет обозначено, что изображение персонажа используется по лицензии (обычно это одно из условий подобной лицензии – указание на принадлежность прав конкретному лицу, а равно и на факт осуществления использования по лицензии). Такое использование только положительно повлияет на имидж компании и даже сможет повысить потребительскую лояльность.

2. Использовать, но таким образом, чтобы возникала только ассоциативная связь с объектом заимствования

Это высший пилотаж. Речь идет об использовании таким способом, чтобы связь возникала только лишь ассоциативная, при этом не было прямого копирования.

Напомним, что авторское право защищает только форму, но не содержание, и, как следствие, не защищает саму идею от копирования.

Соответственно, запрещено лишь прямое копирование, а заимствование идей (в том числе в рекламе) имеет право на жизнь.

Удачным примером такого заимствования является реклама сэндвича «Биг Тейсти» от Макдональдса «Теория большого вкуса». Данная реклама представляла собой изображение, на котором по орбите бургера двигались его составляющие ингредиенты на фоне космоса.

И даже несмотря на то что отсылка к известному сериалу «Теория большого взрыва» являлась хорошо читаемой и понятной для целевой аудитории, речь шла не о прямом копировании (которое имело бы место, если бы, к примеру, в данной рекламе кто-то из персонажей сериала ел данный бургер), а об идейном, ассоциативном созвучии.

Другой пример – бонстики от Евроопта, которые стали настоящим вирусом. При этом они повторяли идею, которая ранее неоднократно использовалась в различных торговых сетях США и Европы.

Отличие белорусской реализации заключалось в данном случае в том, что дизайн и имена игрушек являлись оригинальными, не воспроизводили то, что уже было реализовано в мире. Хотя сама по себе идея выдавать в качестве бонуса за определенную сумму в чеке маленькую коллекционную игрушку охраноспособной не является.

3. Отказаться от этой идеи и придумать что-то другое

Иногда гораздо дешевле (как финансово, так и репутационно) и проще придумать что-то оригинальное, способное стать запоминающимся и вирусным. Чтобы стать «вирусом», необязательно «паразитировать» на чужих идеях, и особенно на их воплощенной кем-то другим реализации.

Сама по себе концепция «что-то поменять» в чужом произведении, без получения на то согласия правообладателя оригинального произведения, является порочной практикой. По Закону Республики Беларусь от 17.05.2011 № 262-З «Об авторском праве и смежных правах» переработка произведения для создания производного произведения является одним из способов использования объекта авторского права.

В целом авторское право на производное произведение имеет зависимый характер.

Так, авторское право на осуществленную переработку произведения принадлежит автору такой переработки только при условии соблюдения прав автора оригинального произведения.

Соответственно, если такие права (как имущественные, так и личные неимущественные) не были соблюдены, то авторские права на производное произведение у его автора не возникают. Следовательно, не возникает и объекта правовой охраны.

Таким образом, если правообладатель оригинального произведения обратится с требованием к лицу, которое создало такой производный объект, то позиция последнего будет достаточно уязвимой с правовой точки зрения.

Разумеется, идеи имеют право на второе прочтение или интересное обыгрывание. Но стоит помнить: намеренное прямое копирование без разрешения правообладателя уже довольно часто не остается без внимания этого самого правообладателя, в том числе и в Беларуси.

Поэтому основной девиз – «больше креатива, хорошего и разного»! А где нужно – добавляем в эту формулу разрешение на использование произведения.

Источник: https://marketing.by/mnenie/ispolzovanie-obrazov-personazhey-i-atributiki-iz-filmov-i-serialov-v-reklame-opredelyaem-grani-dozvo/

В поисках правообладателя цифрового контента

Как искать правообладателей произведений?

Сегодня интернет представляет из себя хранилище миллиардов авторских произведений.

Как правило, любые манипуляции с контентом разрешается производить только после получения согласия его правообладателя и выплаты ему вознаграждения, а уж указывать имя автора произведения и источник заимствования требуется всегда (включая случаи свободного использования произведений).

Понимать, каким способом можно идентифицировать правообладателя и “первоисточник” цифрового контента, полезно не только пользователям и сторонним производителям онлайн-контента, которые хотели бы использовать те или иные материалы в своей работе, но и самим правообладателям.

Так как в цифровой среде контент копируется и тиражируется по различным онлайн-платформам буквально по щелчку клавиши, проблема идентификации его правообладателя и источника стала как никогда актуальной.

Объекты авторских и смежных прав

Цифровой контент в рамках интеллектуального права затрагивает главным образом авторские права, а также права, смежные с авторскими.

Для начала поясним, что относится к объектам авторских прав. Статья 1259 Гражданского Кодекса РФ относит к объектами авторских прав произведения науки, литературы и искусства независимо от их достоинств и назначения, например:

– литературные произведения;

– драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

– музыкальные произведения;

– аудиовизуальные произведения;

– произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

– произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

графические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

– программы для ЭВМ;

– производные произведения (переработки);

– составные произведения;

– и другие произведения.

Правообладателями таких произведений будут их авторы (создатели), а также лица, получившие права на них по договору отчуждения исключительных прав или по лицензии на использование.

Согласно статье 1304 ГК РФ, к объектам смежных прав относятся:

– фонограммы;

– исполнение;

– радио- и телепередачи;

– базы данных (в некоторых случаях);

– произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние.

Правообладателями объектов смежных прав могут выступать следующие субъекты: исполнители, производители звукозаписей, организации эфирного вещания (например, радиостанции, телевещатели, кабельные вещатели), изготовители баз данных, публикаторы произведений науки, литературы и искусства, обнародованных после их перехода в общественное достояние.

Способы самоидентификации правообладателей

Уведомление о принадлежности прав, знаки охраны

Как правило автором является лицо, чьи реквизиты указаны на произведении (ст. 1257 ГК РФ). Такие реквизиты – это уведомление об авторских правах, т.е. текст, который сопровождает произведение и содержит информацию о правах владельца (ов).

Типичное уведомление об авторских правах будет выглядеть как “Авторские права © 2018 имя правообладателя/автора. Все права защищены”. Для объектов смежных прав в ст. 1305 ГК РФ также предусмотрен знак охраны: например, “℗ Gala Records, 2018”.

Маркировка работы уведомлением об авторских или смежных правах не является обязательной.

Вместе с тем, фиксация информации об исключительных правах и их обладателе облегчает для третьих лиц процесс поиска правообладателя и авторов для целей их упоминания при использовании произведений, а также получения согласия на их использование и выплаты вознаграждения.

Открытые лицензии

Частью уведомления об авторских и смежных правах является указание на условия использования контента.

Поскольку произведения и объекты авторских прав допустимо использовать только с согласия правообладателя (за исключением конкретных случаев свободного использования), да ещё и только способами и в объёмах, на которые дано согласие, применение открытых лицензий в некоторой степени легализует свободное распространение контента.

Статья 1286.1 гласит, что открытая лицензия – это простая (неисключительная) лицензия на использование произведений, которая может быть заключена в упрощённом порядке, а не в классическом письменном.

Условия открытой лицензии должны быть размещены таким образом, чтобы пользователи могли ознакомиться с ними перед началом использования контента.

С помощью открытых лицензий правообладатели могут донести до пользователей, как можно использовать контент на безвозмездной основе, а в каких случаях нужно спрашивать отдельное разрешение и платить вознаграждение.

Существуют различные виды открытых лицензий, например, GNU, BSD, MIT, Apache (чаще используются для программ ЭВМ). Одной из самых популярных открытых лицензий в мире копирайта, которая применима практически для любого вида контента, является Creative Commons. Есть 6 видов лицензий CC.

Каждая из них требует, чтобы при использовании произведений пользователи указывали автора (атрибуция (BY) и давали ссылку на условия той же лицензии, что и оригинальное произведение.

Иные условия могут различаться в зависимости от выбора конкретного вида лицензии: например, права на коммерческое использование, права на создание производных произведений.

Cистема цифровых идентификаторов DOI

Помимо самостоятельных уведомлений об авторских либо смежных правах можно воспользоваться специальной системой идентификации цифрового контента. Одним из таких механизмов является система Цифрового Идентификатора Объекта (Digital Object Identifier, DOI).

DOI – это общепризнанный стандарт представления информации о цифровых объектах. В цифровой среде зачастую возникают проблемы с идентификацией контента, его правообладателей и первоисточника.

DOI решает эту проблему: после регистрации объекта в системе ему присваивается индивидуальный номер, по которому любой пользователь может проверить информацию о контенте и условиях его использования.

Вот как выглядит идентификатор DOI к статье:

Journal Article: “Quantum tomography: Measured measurement”, Markus Aspelmeyer,nature physics January 2009, Volume 5, No 1, pp11-12; [ doi:10.1038/nphys1170 ]

К примеру, вы видите в библиографии статью, которая может быть полезна для вашего исследования, кликаете на номер DOI и получаете легальный источник, где вы можете эту статью приобрести или скачать.

Несмотря на то, что система берет свое начало в книгоиздательстве, DOI была создана как обобщенная структура для управления идентификацией контента в цифровых сетях. Со временем DOI стал использоваться не только для регистрации текстовых авторских произведений, но и других видов произведений, представленных в сети.

Музыка, аудиовизуальные произведения, фотографии, таблицы, препринты, рисунки, а также иные произведения, представленные в цифровом либо аналоговом виде, регистрируются агентствами EIDR (для мультимедийного контента) и CrossRef ( для книг, периодики, научной литературы), которые используют систему DOI для ведения собственных реестров и репозиториев. В мире работают 10 регистрационных агентств, которые присваивают DOI в различных предметных областях (включая EIDR, CrossRef). Работу агентств координирует негосударственная организация Международный фонд DOI (International DOI Foundation, IDF), который устанавливает правила использования DOI и порядок ведения реестров.

Преимущества DOI:

– быстрый поиск контента в интернете;

– переход к оригиналу в один клик, легко получить информацию о местонахождении произведения в сети;

– легко определить правообладателя, объем охраняемых прав;

– правообладатель может заявить о своих правах на произведение широкому кругу лиц;

– увеличение количества продаж произведений.

В России в июне 2018 года заработала аналогичная DOI платформа – национальная площадки для учёта, хранения и оборота прав на объекты интеллектуальной собственности НРИС (nris.ru).

По словам заместителя генерального директора АО “Национальный реестр интеллектуальной собственности” (НРИС) Валерия Брусникина, цифровая платформа защищает все виды авторских прав, функционирует на основе технологии блокчейн.

Платформа включает возможность депонирования объекта интеллектуальной собственности, демо-доступа к объекту, хранения эталонной копии объекта. Второй этап реализации проекта, который будет включать антипиратскую защиту объектов, планируется запустить осенью 2018 года.

Доказательства авторства

Автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или на экземпляре произведения либо иным образом, пока не доказано иное, если соответствующая информация позволяет идентифицировать автора произведения (ст. 1257, п. 1 ст. 1300 ГК РФ, п. 14 постановления Пленума ВС РФ от 19.06.2006 N 15).

В остальных случаях, например, если ваши авторские права будут нарушены и ваше авторское право оспаривается (в случае плагиата другая сторона утверждает, что ваша работа принадлежит ей), суд будет рассматривать доказательства, подтверждающие ваши права на контент. Доказать обладание исключительными правами, а также своё авторство можно несколькими способами:

  1. Самым простым и понятным доказательством будет договор: соглашение между соавторами, лицензионный договор, договор об отчуждении прав.
  2. Регистрация произведения. В целом, для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения, но тем не менее регистрация произведения имеет определённые преимущества при доказывании авторства.
  3. Исходники: например, практика показывает, что суды признают надлежащими доказательствами авторства фотографии, исходные файлы фотоснимков, фотографии в бумажном исполнении, паспорт кинокамеры, экспертное заключение о выполнении спорного фотоснимка фотокамерой, принадлежащей истцу (постановление Шестнадцатого ААС от 12.03.2012 N 16АП-247/12). Все же, разумеется, каждый случай рассматривается на индивидуальной основе исходя из конкретных обстоятельств дела.
  4. Хороший способ обеспечить себя доказательством обладания авторских прав на произведение, это отправить себе заказное письмо с описью вложения. Важно подробно описать реквизиты произведения в описи вложения. Не открывайте полученный конверт до тех пор, пока не возникнет спорная ситуация в отношении произведения. Письмо с диском/флешкой будет подтверждать факт существования произведения в объективной форме выражения на дату, указанную на штемпеле почтового отделения.
  5. Другой способ – нотариальное заверение. Нотариус может удостоверить подпись автора на произведении. Другое нотариальное действие – создание точных копий произведений. Важно отметить, что нотариус не регистрирует само произведение (т.е. не проверяет само произведение), а регистрирует дату его предъявления и соответственно сведения о человеке, который предоставил это произведение нотариусу и представился его автором.
  6. Также можно использовать так называемое депонирование. Это приём, учёт, регистрация, хранение объектов авторского права в электронном виде и обеспечение к ним доступа потребителей (также возможно депонирование без предоставления доступа). Депонирование не влияет на возникновение, осуществление и охрану авторских прав, однако сам факт депонирования может быть использован в качестве доказательства существования необнародованного произведения и признания авторства лица, его создавшего. Вы можете депонировать экземпляр в общероссийскую общественную организацию «Российское Авторское Общество», Российское авторско-правовое общество «КОПИРУС», Российскую государственную библиотеку.

Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что наличие доказательств авторства является наиболее важным обстоятельством в случае спора. При этом стоит помнить, что никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Поэтому имеет смысл хранить все доказательства вашего авторства, даже доказательства “эволюции идей”: черновики, записи, эскизы и другие документы, свидетельствующие, что работа прогрессировала с течением времени, а не копировалась из других источников.

Заключение

Современная цифровая реальность спровоцировала появление новых инструментов, с помощью которых можно “застолбить” свои авторские или смежные права и в доходчивой форме донести до пользователей, как можно использовать контент, а как нельзя.

На смену простым уведомлениям об авторских правах и знакам охраны постепенно приходят унифицированные системы цифровой идентификации контента, а необходимость в предоставлении персональных разрешений правообладателей на использование произведений отпадает с появлением открытых лицензий.

С подобными инструментами идентификации произведений и их правообладателей добросовестным пользователям и иным лицам легче ориентироваться в потоках контента и допустимых способах его использования. 

Источник: https://digitalrights.center/blog/v-poiskakh-pravoobladatelya/

Право-online
Добавить комментарий