Как я могу доказать своё авторство песни?

Как защитить авторские права

Как я могу доказать своё авторство песни?

Нарушения авторских прав происходят ежедневно — воруют сценарии, научные статьи, повести и т.д. Об этом знают и начинающие авторы, и фрилансеры с большим стажем. Зачастую украденная и размещенная, к примеру, в интернете работа может стоить автору слишком дорого.

Помимо очевидного ущерба, могут возникать и другие, менее предсказуемые последствия. Например, многие престижные творческие конкурсы, участие в которых способно принести признание и славу, принимают только те работы, которые нигде и никогда ранее не публиковались.

В таком случае «слив» работы, скажем, конкурентом, загубит все старания.

Для начала следует разобраться в том, что же является объектом авторских прав.

В статье 1259 ГК РФ указано, что объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения: литературные произведения; драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения; произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства и фотографические произведения и др. К объектам авторских прав также относятся компьютерные программы, охраняемые как литературные произведения.

Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.

Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей, в отличие от патентных прав на изобретение, которые в нашей стране регистрируются.

Представители творческих профессий много говорили о необходимости создания специальной базы для авторов, размещение произведения в которой помогло бы в защите авторского права.

Однако создание такого ресурса — трудоёмкий и технически сложный процесс, ведь каждый день создаётся множество текстов, сохранить такие объемы — задача почти фантастическая. Даже если бы подобный сервис появился, это вряд ли дало бы 100% гарантию того, что идею или произведение не украдут.

Случается, что автор направляет рукопись издателю, или статью в научный журнал, но его письмо остается без ответа. А через некоторое время автор узнает, что его статья или книга опубликована под именем другого человека, его пьесу уже поставили в театре и т.д.

В таком случае важно иметь возможность доказать, что статья, опубликованная, скажем, в декабре, была написана вами в июне.

Раньше люди пользовались весьма архаичным и ненадежным способом: прежде чем отнести, к примеру, рукопись книги в издательство, они отправляли на свой собственный адрес ценным заказным отправлением оригинальный экземпляр произведения.

Этим пользовались не только авторы литературных произведений и научных статей, но и фотографы. В конверт они вкладывали негативы фотографий. В случае возникновения судебного спора, конверт, на котором проставлены почтовые штампы с датой, как доказательство авторства и времени создания, вскрывали прямо в суде.

К сожалению, у этого способа есть крайне серьезные недостатки: отправление может быть утеряно, повреждено. Кроме того, существует большая вероятность того, что вам придется доказывать, что письмо или почтовый штамп — не подделка, конверт не был вскрыт, а после аккуратно заклеен.

Есть значительно более надежный и современный способ защиты авторских прав, который не имеет обозначенных выше недостатков.

Защитить плоды интеллектуального труда возможно с помощью удостоверения времени предъявления документов нотариусом.

Прежде чем передать издателям или любым другим третьим лицам свое произведение, автор может обратиться в любую нотариальную контору за совершением этого нотариального действия.

Автор представляет нотариусу первоисточник произведения, права на которое хочет защитить. При удостоверении времени предъявления документа нотариус исследует сам документ, проверяет, чтобы в нем не было исправлений и подчисток.

Если они есть, то должны быть обязательно оговорены. Текст документа не должен быть написан ка­рандашом, должен быть четким и понятным. Далее нотариус совершает удостоверительную надпись на двух экземплярах представленного ему документа.

В ней обязательно указывается следующая информация:

— фамилия, имя, отчество нотариуса,

— место нахождения его конторы,

— дата, время предъявления документа,

— фамилия, имя, отчество предъявителя документа и

— место его жительства.

Если нотариусу одновременно представлены несколько документов, то удостоверительная надпись совер­шается на каждом из них.

Один из экземпляров остается у автора, второй будет храниться у нотариуса. После этого можно безбоязненно передать свой текст заинтересованному лицу.

Если же кто-то все же незаконно воспользуется интеллектуальным трудом, автор сможет предъявить свою копию произведения, где указано его имя и время предъявления его нотариусу. Если ситуация не будет урегулирована мирным путём, то нотариальный акт станет доказательством для суда.

Так, например, если автор отправил произведение по электронной почте, предварительно побывав у нотариуса в сентябре, а оно было опубликовано под чужим именем в декабре, возникнет больше возможностей доказать своё авторское право в суде.

Нотариально удостоверенный документ обладает повышенной доказательственной силой, это значит — не требует дополнительного доказывания, как в случае с самостоятельно отправленным себе по почте экземпляром. Оспорить нотариальный акт практически невозможно.

Изменения, если они вносились в авторский текст теми, кто его опубликовал без разрешения, будут оцениваться в ходе экспертизы. Даже в случае, если авторский экземпляр будет утерян, у нотариуса останется его копия. И в случае возникновения спора, он будет передан суду и без сомнений станет серьезным для него аргументом.

Защитить свои авторские права, если нарушение произошло в интернете, например, без вашего разрешения использован контент вашего сайта, украден домен, опубликовано ваше авторское видео, фото, статья и так далее, поможет другое нотариальное действие: https://notariat.ru/sovet/pages/tag/kak-dokazat-chto-vashi-prava-byli-narusheny-v-internete

уполномоченное государством должностное лицо, имеющее право совершать нотариальные действия от имени Российской Федерации в интересах российских граждан и организаций (юридических лиц). Читать далее

Источник: https://notariat.ru/sovet/pages/tag/kak-zashchitit-avtorskie-prava

Как доказать авторство на музыкальное произведение в суде или защититься от необоснованного иска

Как я могу доказать своё авторство песни?

В судебных спорах по интеллектуальным правам свое авторство на песню или музыкальное произведение нужно доказывать обоим сторонам процесса. Кроме того, в данном случае большую роль играют документы и исходные файлы, чем скриншоты так как музыкальное произведение существует в звуковой форме, а не графической, как фотография или произведение изобразительного искусства.

Документом, с которого должна строиться доказательная база — это договор на создание музыкального произведения с иным автором или исходный файл (выгрузка из программы) в зависимости от того, какая сторона процесса пытается доказать свое авторство.

Не редко бывает так, что оба произведения очень похожи друг на друга в связи с тем, что используют одинаковый бит или иной музыкальный фрагмент, который представлен самой программой. В этом случае следует поставить перед судом вопросы о необходимости экспертизы.

Судебно-музыкальная экспертиза

Автор музыкального произведения 1 обратился в суд с иском к ответчику с требованием о прекращении использования произведения 2 в связи с тем, что произведение ответчика незаконно использует звуковые элементы произведения 1 (бит, циклический луп и т.п).

Ответчик с доводами не согласился и представил результаты проведенного фоноскопического параметрического аутентификационного исследования.

Данное исследование или судебную экспертизу стоит проводить еще для проверки редактирование даты создания исходного файла. Бывают случаи, когда недобросовестный участник процесса вручную исправляет время создания файла, чтобы он был ранее, чем у настоящего автора произведения.

Так, например, было по иску гражданина В. к ООО «Музыкальный лейбл «Блэк Стар» по делу N 33-20062:

Апелляционное определение Московского городского суда от 18 июня 2018 г. по делу N 33-20062

Согласно заключению специалиста, представленные аудиоматерилы истца являются по своей форме, составу, смыслу и содержанию программной заготовкой (циклическим лупом) в форме стандартной гармонической последовательности музыкального аудиоредактора FL Studio с микшированием ых риффов с нулевой долей авторского участия и оригинальности. Контент цифрового аудиофайла не является музыкальным произведением и не может иметь авторства. Анализ метаданных и цифровой бинарной структуры цифрового аудиофайла свидетельствует о преднамеренной фальсификации даты создания и авторства его содержимого посредством редактирования содержания тегов ID3 *. mp3-файлов.

При ручном редактировании тегов также не было учтено, что аппаратно-программные средства кроме года в обязательном порядке указывают месяц, дату и время, выставленное на аппаратуре, которые в свое время не имеют отношения к астрономическим дате и времени.

Депонирование

Право авторства может подтверждаться информацией о ее депонировании в организации, занимающейся управлением интеллектуальными правами на коллективной основе, например, справкой Российского авторского общества, заявлением о регистрации произведения, текстом песни представленное при регистрации и т.п.), самой записью песни на компакт-диске или ином материальном носителе.

Использование общедоступных сэмплов (битов и т.п.)

Трудности доказывания авторства или незаконную переработку музыкального произведения возникнут в случае использования набора широко распространенных битов (сэмплов), которые являются общедоступными, и определить их авторскую принадлежность практически невозможно.

При этом стоит учитывать, что процесс создания подобных музыкальных произведений включает сэмплирование, которое представляет собой перемещение отрывка из одного музыкального произведения в другое.

Сэмпл может быть вставлен в музыкальную композицию в виде оригинального фрагмента или в форме нового, когда он исполнен заново с помощью музыкальных инструментов или голоса.

Чтобы определить правовой режим данных сэмплов (битов, отрывков), нужно определить является ли они оригинальными или производными. Для этого требуется выяснить степень творческого вклада автора в создаваемый объект.

Оригинальным будет является такое произведение, которое от начала и до конца создано самим автором. Следовательно, музыкальные произведения, которые созданы с элементами заимствования отдельных фрагментов будут являться производными, т.е. своего рода музыкальным цитированием.

Например, если по делу вы ответчик, то оспорить авторства битов истца можно путем прослушивания похожей композиции другого автора, которая опубликована ранее, чем музыкальное произведение истца

Апелляционное определение Московского городского суда от 18 июня 2018 года по делу №33-18570

Кроме того, музыкальное произведение «OIKI — Hands Up» представляет собой набор широко распространенных битов, которые являются общедоступными, и определить их авторскую принадлежность практически невозможно. Так, похожая музыкальная композиция использована в песне «Jogi» группы «Panjabi MC», выпущенной еще в 2003 году, которая была прослушана судом и участниками процесса в ходе рассмотрения дела.

Правовой статус музыкального произведения из сэмплов

В данном случае будет рассмотрен вопрос правового статуса коммерческого музыкального приведения, так как в случае если композиция носит научный или информационный характер, то в силу пп.1 п.1 ст. 1274 ГК РФ, его использование возможно без согласия автора произведения и без выплаты ему авторского вознаграждения.

При заимствовании, переработке или создания нового фрагмента, но схожим по звучанию или содержанию с другим произведением или отрывком, требуется получение согласия автора оригинальной композиции в том числе на совершение любых действий, нарушающих целостность произведения

Апелляционное определение Московского городского суда от 30 января 2013 года по делу №11-3350

Несмотря на то, что в результате творческой деятельности внешняя форма оригинального музыкального произведения остается неизменной, его аранжировка и обработка затрагивают право автора оригинала на неприкосновенность произведения и предполагают необходимость получения согласия автора на совершение любых действий, нарушающих целостность произведения.

В соответствии со ст. 1270 ГК РФ права перерабатывать, воспроизводить и распространять произведения являются способами использования произведения, которыми может распоряжаться или автор или правообладатель.

Музыкальные произведения, не охраняемые авторским правом

Музыкальные произведения, на которые не распространяется авторско-правовая охрана перечислены в пп. 2, 3 п. 6 ст. 1259 ГК РФ (ч. 3, 4 ст. 8 Закона об авторском праве).

К таковым относятся произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов, гимны Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, однако стоит помнить, что с момента утраты произведением официального режима оно вновь становится объектом авторского права со всеми вытекающими последствиями.

Что касается народного творчества, то по смыслу указанного закона, авторским правом не охраняются не только произведения народов России, но и фольклор всех иных народов мира.

При этом бывают случаи, когда музыкальное произведение считается народным благодаря общественному мнению, однако в действительности имеет конкретного автора или коллектив.

Апелляционное определение Пермского Краевого суда от 05 июля 2017 года по делу №33-7387

По мнению подателя жалобы, русские народные сказки часто используют художественные образы девочки Маши и медведя. В художественном творчестве эти образы изображаются именно в таком виде. Не являются объектами авторских прав произведения народного творчества (фольклор).

На товаре-домино медведь отличается по цвету и другим признакам.

Приведенные доводы опровергаются, представленными в материалы дела и исследованными судом непосредственно самим товаром, реализованным ответчиком и приложением к лицензионным договорам, содержащим изображения произведений, из которых с очевидностью вытекает сходство до степени смешения с товарными знаками: «Маша» и произведением изобразительного искусства — рисунок «Маша», исключительные права на который переданы истцу по лицензионному договору.

Музыкальные произведения с частичной правовой охраной

Кроме музыкальных произведений, которые полностью исключены из сферы правовой охраны, существуют произведения, правовой статус которых носит ограниченный характер.

Таковыми являются произведения, перешедшие в общественное достояние в связи с истечением срока действия исключительного права (в течение 70 лет после его смерти либо, если произведение создано в соавторстве, в течение 70 лет после смерти автора, пережившего других соавторов)

Частичная правовая охрана допускает свободное использование произведения без получения разрешения правопреемников автора и выплаты им вознаграждения, однако не допускается нарушать неприкосновенность произведения и требует указания имени автора.

Арбитражный процесс

споры между организациями и ИП, обжалование решений госорганов

25 000 ₽

от

Общая юрисдикция

наследство, возмещение ущерба, расторжение брака, долги и штрафы

15 000 ₽

от

Источник: https://alexlobanov.ru/kak-dokazat-avtorstvo-na-muzyikalnoe-proizvedenie-v-sude-ili-zashhititsya-ot-neobosnovannogo-iska/

Мне нужно зарегистрировать авторские права. Что делать? | Rusbase

Как я могу доказать своё авторство песни?

О тонкой грани заимствования и компиляции интеллектуальной собственности, а также о наиболее эффективных способах доказать авторство рассказывают Илья Коротихин и Карен Мирзоян, юристы и совладельцы сервиса моментальной регистрации авторских прав BankPrav.

Мне нужно зарегистрировать авторские права. Что делать? Илья Коротихин

Под занавес 2017 года арт-студия Артемия Лебедева в очередной раз вызвала шквал негатива, предложив дизайн для упаковок с мукой, аналогичный рисунку на советских жестяных банках под рассыпчатые продукты.

Идея сама по себе великолепна: продать решение из одной эпохи в другую. Образ из подсознания – опять же, что может быть удачнее. Не каждый вспомнит те самые баночки, а сам образ на уровне ассоциаций близок и знаком. Но это не дизайн, а талантливое применение чужого решения. Дизайн был придуман, когда разрабатывали советскую упаковку.

В СССР не особо заботились о превентивных мерах в защите авторских прав, да и мы давно живем в другой стране с совершенно иной юрисдикцией. Де-юре все, надо полагать, чисто. Но одна из крупнейших дизайн-студий страны, наверное, могла бы придумать и что-то свое вместо интерпретаций.

Урок более чем прозрачен – больше сознательности в отношении авторских прав. Интеллектуальная собственность – актив и ценность ничуть не меньшая, чем любая материальная вещь. И забота о ее защите должна совпадать с моментом создания самого объекта вне зависимости от области, в которой вы работаете.

Почему это важно?

  • Защита авторских прав не гарантирует, что никто не украдет идею или ее реальное воплощение. Но предварительные меры, направленные на защиту, помогут отстоять вашу правоту в суде в случае нарушения прав автора.
  • За счет первичной регистрации прав на продукт можно также увеличить его капитализацию. Для серьезной компании важно, чтобы в какой-то момент не появились третьи лица, которые могут заявить права на созданный объект.
  • Всегда нарасхват будет фрилансер, который заботливо регистрирует авторские права, грамотно передает их заказчику и тем самым гарантирует отсутствие проблем в дальнейшем.

Способы защиты авторских прав

Давайте посмотрим, что делают авторы, чтобы защитить себя, сколько тратят на это времени и денег.

Данные предоставлены авторами статьи на основании практического опыта работы.

Хотя бы одним из способов защиты авторских прав пользуются только 10-15% авторов, остальные же никак их не защищают. Основываясь на практике, возникновение споров лучше предупреждать. Дойдя до разбирательства в суде, вы столкнетесь с обязанностью доказать авторство.

Этот путь может быть длинным, так как исследование творческих наработок зачастую требует сторонней дорогостоящей экспертизы и веских доказательств в пользу принадлежности именно вам.

Причем дата фиксации доказательств по идее должна предшествовать событиям, вызвавшим спор. Следовательно, короткий путь – фиксировать интеллектуальную собственность как можно раньше.

Рассмотрим каждый способ в отдельности.

Привычные методы регистрации прав

Официальный путь – самый долгий и затратный.

Регистрация в патентном бюро требует подготовки внушительного пакета документов и соблюдения определенных правил. Зарегистрировать можно марку, товарный знак, компьютерную программу, лицензионные договоры, научные разработки. При обращении в бюро заключите договор о неразглашении, чтобы вся предоставленная информация оставалась конфиденциальной.

При депонировании защитой авторских прав занимается авторское общество коллективного управления правами или юридическая компания (РАО, УПРАВИС, ВОИС, РСП и прочие).

В архиве помещают копию объекта защиты (в бумажном или электронном виде), а правообладателю выдается документ с подтверждением факта и даты депонирования. Подтвержденное таким способом авторство принимается в качестве доказательств в суде, но все же может быть оспорено.

Некоторые компании работают с авторами только при условии депонирования их произведений.

Регистрация прав у нотариуса осуществляется уполномоченным лицом с государственной лицензией на руках. Предъявляемый к регистрации документ должен быть заверен подписью автора или watermark’ом организации. Так, при регистрации прав у нотариуса возникают сложности с защитой электронных документов (печатная и электронная версия могут существенно отличаться).

Сервисы онлайн-регистрации прав

Все сервисы можно условно разделить на два вида:

  • Сервисы с собственным механизмом фиксации времени и данных
  • Сервисы, привлекающие сторонние специализированные организации

В первом случае точность времени регистрации прав и неизменность данных ничем не подкрепляется. Во втором – используется цифровой штамп времени, принимаемый в качестве доказательной базы в суде. Такие сервисы взаимодействуют с удостоверяющими центрами, уполномоченными выдавать ЭЦП (электронную цифровую подпись).

Сервисы могут вносить объекты защиты в единый блокчейн-реестр правообладателей, содержащий не только название и дату публикации, но и сам объект (изображение, дизайн, музыкальное произведение, текст и условия распоряжения правами на него).

При передаче произведения заказчику автор может дать прямую ссылку на запись в блокчейне, подтверждая авторство. Это особенно важно для серьезных компаний, которые сотрудничают только с проверенными авторами.

Некоторые сервисы онлайн-регистрации прав дополнительно предоставляют юридическую и консультативную поддержку клиентам, что также крайне важно, нет необходимости искать юриста в случае вопроса.

Отправка письма самому себе

Подтверждающие факт авторства документы и электронные носители вкладываются в конверт, после чего их отправляют на свой адрес. Конверт не вскрывают без необходимости – только если дело дошло до судебного спора. Доказательством служит почтовый штемпель с указанием даты отправления.

Это одноразовая мера защиты, требующая, чтобы конверт был тщательно запечатан (без следов вскрытия, нарушений целостности). Еще один риск – возможность утери конверта на почте.

Дополнительные меры превентивной защиты

  • Результаты промежуточных этапов работы можно отправлять себе на электронную почту. Привычка сохранять все прошлые наработки и готовые произведения может оказаться полезной – в суде они рассматриваются.
  • Личная подпись на объекте или watermark тоже в определенной мере могут защитить работу от кражи.

    Распространяя результат своего труда с подобным «ярлычком», вы ясно даете понять: не следует нарушать права авторов, которые заботятся о защите интеллектуальной собственности.

На иллюстрации ставится подпись по общему правилу: имя, фамилия, год публикации.

На цифровых фотоаппаратах можно в настройках указать имя владельца, настроить дату и время. Коллекцию за год (месяц, неделю) запишите на компакт-диск с указанием даты и финализируйте его, защитив от внесения
изменений.

  • В схематичном виде можно защитить и идею (хотя законодательство РФ не защищает авторство идей): отправьте текстовое описание идеи в онлайн-сервис. Так, например, можно поступить с вариантами слоганов или названий для компании-заказчика.

Если вся защита строится на зыбкой надежде «да не украдут», то в глазах правосудия вы сами виноваты, что пополнили определенную группу риска.

Выбирая способ защиты, учитывайте особенности объекта, финансовые возможности и специфику каждого из вариантов.

Если мы хотим сформировать культуру использования интеллектуальной собственности с учетом авторских прав, необходимо задуматься о защите прав еще на этапе создания произведений и разработок.

Материалы по теме:

Если вы допустите эти ошибки, то точно потеряете свой бизнес: пять советов, как их избежать

Как блокчейн перевернул рынок искусства

Эти люди вообще знают, что нарушают закон? Как Instagram стал крупнейшей площадкой по продаже контрафакта

Почему ваша идея в России НИЧЕГО не стоит

Как мне отстоять свое авторское право?

Источник: https://rb.ru/opinion/avtorskie-prava/

Право-online
Добавить комментарий