Какими нормами регулируется коммерческое использование художественных картин?

Права музеев на произведения, находящиеся в их коллекциях

Какими нормами регулируется коммерческое использование художественных картин?

В ст. 1281 ГК РФ определён общий порядок исчисления срока действия исключительного права на произведение (в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора), по истечении которого произведение считается перешедшим в общественное достояние.

Последнее предполагает возможность любого лица свободно его использовать. В этом случае не требуется получать согласия или разрешения, выплачивать авторское вознаграждение. Необходимо только указывать автора и соблюдать его право на неприкосновенность произведения (ст. 1282 ГК РФ).

Вместе с тем данные положения в значительной степени теряют своё практическое значение ввиду следующего.

Существенная часть произведений, перешедших в общественное достояние, на сегодняшний день находится в коллекциях музеев. Что это значит? В соответствии со ст.

36 ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (далее – ФЗ о Музейном фонде) «право первой публикации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в музеях в Российской Федерации, принадлежит музею, за которым закреплены данные музейные предметы и музейные коллекции…производство изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления с использованием изображений музейных предметов и музейных коллекций, зданий музеев, объектов, расположенных на территориях музеев, а также с использованием их названий и символики осуществляется с разрешения дирекций музеев». По мнению исследователей, данное положение, фактически устанавливая авторское право музеев на музейные каталоги и каталоги выставок, проводимых музеями, фактически устанавливает принадлежность музею исключительных прав на издание и распространение каталогов и других изданий[1][2]. Следует согласиться также и с тем, что подобное регулирование вступает в противоречие с общими подходами авторского права, закреплёнными в ГК, а также тем, что предполагается отсутствие у музея «потребительского интереса в вещи»[3]. 

В Германии существует «свобода изображения в каталогах» (Katalogbildfreiheit). В соответствии с § 58 Закона ФРГ об авторском праве от 12 марта 2003 г.

допускается размножение и распространение устроителями выставок или организаторами аукционов каталогов произведений изобразительного искусства, публично выставленных или предназначенных для продажи на торгах (аукционах).

Объём такого использования должен оправдываться целями по проведению рекламы мероприятия.

В российской судебной практике было несколько случаев, когда спор возникал именно вокруг данного права музеев.

В деле № А40-64830/13-12-320 ОБУК «Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки» обратилось в суд с иском о взыскании с ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда»  300 000 руб.

суммы убытков в виде упущенной выгоды, причинённых несанкционированным воспроизведением изображений музейных предметов (в книге серии «Великие художники» (89 том), посвященной творчеству А.А. Дейнеки без разрешения истца были воспроизведены 18 изображений картин художника, находящихся в ОБУК).

Суды первой и второй инстанций в удовлетворении иска отказали, не усмотрев нарушения прав галереи и условий наступления деликтной ответственности (1 инстанция), а также сославшись на невозможность достоверного определения размера убытков (2 инстанция).

ОБУК через суд требовало от ЗАО представить доказательства о тираже издания и полученной прибыли, чтобы определить размер убытков, однако подобное ходатайство не было удовлетворено. Суд кассационной инстанции предыдущие решения отменил, направил дело на новое рассмотрение.

В деле № А11-1595/2008 учреждение «Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник» обратилось в суд с иском к ООО «КИТ» и ИП Вохмину А.В.

об изъятии из оборота книжной продукции, запрете использования изображений музейных предметов и взыскании с ответчиков в равных долях убытков, причинённых в связи с неправомерным воспроизведением пятидесяти четырех изображений музейных предметов и коллекций.

Поскольку данные объекты были включены в Музейный фонд РФ, а факт использования их ответчиком без разрешения был доказан, требования истца были удовлетворены.

Самое громкое дело вокруг описываемого права музеев было связано с воспроизведением картины Т. Гейнсборо «Портрет дамы в голубом» размещённой в ФГБУК «Государственный Эрмитаж»  (дело № А63-18468/2012). ИП Йоц И.В.

использовала без разрешения музея картину в предпринимательской деятельности в качестве эмблемы дизайнерской одежды и на официальном сайте www.iyayots.ru, а также на двери в магазин, в виде расположения на ней монохромного рисунка белого цвета. В Постановлении СИП от 26.09.

2013 N С01-65/2013 акты судов нижестоящих инстанций, удовлетворивших требования музея, были отменены, поскольку (1) не были представлены надлежащие доказательства включения объекта в состав Музейного фонда РФ; (2) не было указано на нарушение каких-либо исключительных прав на картину; не были конкретизированы права истца на картину; (3) не была доказана заинтересованность музея; (4) не была дана правовая оценка пояснениям ответчика о том, что на момент вынесения решения с входной двери в магазин, принадлежащего предпринимателю, стилизованный рисунок был удален; (5) судами не устанавливалось лицо, которому принадлежит интернет-ресурс www.iyayots.ru и являющемуся администратором названного сайта. Кроме того, СИП поставил перед судами следующий вопрос: является ли стилизованный рисунок, используемый ответчиком в предпринимательской деятельности, изображением (воспроизведением) картины Т. Гейнсборо «Портрет дамы в голубом».

При повторном рассмотрении дела суд первой инстанции установил, что материалами дела подтверждается правовое положение Эрмитажа как владельца картины, его право заключать с третьими лицами гражданско-правовые договоры на использование в коммерческих целях воспроизведений объектов культуры из состава Музейного фонда РФ и одновременно право на обращение в суд с исками о запрещении такого использования, если оно происходит без согласия музея.

Обжалуя данный судебный акт, ИП Йоц И.В. указывала, что нормы ст.

36 ФЗ о Музейном фонде и статьи 53 Основ законодательства Российской Федерации о культуре противоречат нормам части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации и международным нормам, в частности, Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений о свободном использовании объектов авторских прав, в том числе, в случае перехода произведения в общественное достояние, спустя установленный законом срок после смерти автора.

СИП счёл данные доводы необоснованными, поскольку предметом спора является требование о запрете коммерческого использования воспроизведения объекта из состава Музейного фонда РФ, а не о защите исключительных авторских прав.Следовательно, нормы об авторском праве не применимы к спорным правоотношениям.

Суд также указал, что нормы музейного законодательства РФ «не противоречат доктрине свободного использования произведений, перешедших в общественное достояние, а лишь ограничивают коммерческое использование воспроизведений предметов музейных коллекций и устанавливают специальный правовой режим для таких объектов».

Следовательно, нарушение ИП исключительных прав на картину не подлежит доказыванию, так как предметом настоящего спора является вопрос о незаконности использования воспроизведения картины как объекта, включенного в состав Музейного фонда РФ, без согласия музея, а не как объекта исключительных авторских прав. 

Таким образом, в данном деле, как и в описанных ранее, решение суда основывается на оценке двух фактов: (1) входит ли объект в Музейный фонд РФ; (2) было ли получено согласие музея на воспроизведение объекта. 

Представляется, что подобное право музея обратиться в суд для запрещения использовать объект из Музейного фонда РФ, если при этом не было получено согласие соответствующего музея, действительно сужает сферу применения положений гражданского права об использовании произведений, перешедших в общественное достояние. 

Источник: https://zakon.ru/blog/2017/3/22/prava_muzeev_na_proizvedeniya_nahodyaschiesya_v_ih_kollekciyah

Как легально печатать картины на футболках?

Какими нормами регулируется коммерческое использование художественных картин?

Помогите разобраться с законом об авторском праве. Я предприниматель, занимаюсь производством сувенирной продукции. Компания выпускает футболки и толстовки с принтами произведений искусства. Вопросов несколько.

Если автор картины умер более 70 лет назад, могу ли я использовать его картину для принта на футболке? А как зависит от местонахождения картины, например, какая-то в Третьяковке, какая-то в частной коллекции, в зарубежной галерее или вообще утеряна?

Если автор умер более 70 лет назад, нужно ли мне вообще смотреть, где хранится картина, и думать, можно ли ее использовать для производства продукции на продажу?

Если взята не вся картина, а только ее часть — не более 70% картины?

Вот конкретный пример. Рисунок Александра Дейнеки «Футбол». Автор умер менее 70 лет назад. Оригинал находится в Ивановском художественном музее. Рисунок «Футбол» сделан в 1928 году для журнала «Даешь!». Кому принадлежат права на воспроизведение — родственникам художника? Галерее? Журналу «Даешь!»?

В интернете есть разная продукция с шедеврами мировой живописи. Я сомневаюсь, что производители получили разрешение на эти принты. Какова ответственность за нарушение авторских прав?

Хотелось бы работать честно и популяризовать русскую и мировую живопись.

Благодарю за ответ. Иван.

Для начала подробно остановимся на охране авторских прав в России.

Существуют исключительные авторские права — право на воспроизведение, копирование, переделку, публичный показ, трансляции в эфир и т. д. Эти права закон охраняет в течение определенного срока. Автор может передать их кому угодно еще. Для вас это значит, что договариваться об использовании произведения искусства не всегда нужно с его автором.

Еще есть неотчуждаемые права автора, которые никто, включая самого автора, не может никому передать. Например, нельзя продать право на имя автора. Никто не может заплатить наследникам Энди Уорхола, чтобы называть себя автором его картины.

Авторское право — сравнительно молодая отрасль права для России. Четвертую часть ГК РФ, которая регулирует эти вопросы, приняли только в 2006 году. В советское время авторские права упоминались в ГК РСФСР, но защитой их никто серьезно не занимался.

Сейчас охрану прав авторов времен СССР регулирует ч. 2 ст. 6 ФЗ «О введении в действие части четвертой ГК Российской Федерации». По этому закону, если между годом смерти автора и 1 января 1993 года прошло более 50 лет, то произведение считается общественным достоянием и закон его не защищает. А если меньше 50 лет, то права автора защищаются в течение 70 лет с момента его смерти.

Если автор или его наследники передали музею не только саму картину, но и исключительные права, то спрашивать разрешения на использование картины надо у музея.

Если же картина хранится в музее, а художник давно умер и картина стала общественным достоянием, то по российским законам исключительные права принадлежат музею. Правда, в других странах такие правила встречаются редко.

Гражданский кодекс устанавливает, что защита от использования произведения (копирования, распространения, публикации и т. д.) действует 70 лет после смерти автора или последнего из соавторов.

Через эти 70 лет произведение искусства в России становится общественным достоянием. Это значит, что кто угодно может использовать его безвозмездно и ничего не платить.

В России существует путаница с законами. Для закона произведение существует сразу в двух вариантах: как объект авторского права и как экспонат музейной коллекции.

Гражданский кодекс определяет срок защиты авторских прав в 70 лет с момента смерти автора.

Закон о Музейном фонде говорит, что выпускать какую-либо печатную, сувенирную и тому подобную продукцию с изображением музейных предметов можно только с разрешения дирекции музеев.

Получается противоречие. В музеях хранятся картины художников, умерших двести, триста, а то и тысячу лет назад — намного больше, чем 70. Получается, что раз они выставлены в музее, то по закону о Музейном фонде охраняются бессрочно. А по ч. 4 ГК РФ вроде бы уже должны были стать общественным достоянием.

Суды в России до сих пор не имеют однозначной позиции по этому вопросу.

Вот, например, результаты крупного судебного дела между Эрмитажем и бизнесменом, который без разрешения музея использовал картину Томаса Гейнсборо «Дама в голубом». Художник умер в 1788 году.

Предприниматель использовал изображение с картины даже не для продажи, а для дизайна сайта. После трех лет судебных споров Эрмитаж выиграл дело и запретил бизнесмену использовать изображение.

Александр Дейнека опубликовал рисунок «Футбол» в 1928 году, а умер в 1969 году. С 1 января 1970 года по 1 января 1993 года прошло только 23 года — то есть меньше 50 лет. Значит, исключительные права на рисунок защищены с 1970 по 2040 год.

Публикация в журнале 1928 года вряд ли будет иметь значение: во времена раннего СССР автор и журнал вряд ли заключали какой-либо договор на отчуждение прав, после которого срок защиты считался бы с момента публикации.

Так как вы хотите использовать его картину для продажи сувениров, лучше попробовать получить согласие музея. Судебное дело в отношении рисунков Александра Дейнеки уже было: Курская картинная галерея имени А. А. Дейнеки взыскала с предпринимателя убытки за использование картин без ее согласия.

https://www.youtube.com/watch?v=Txsoy97E7Mc

Что касается использования фрагмента картины или ее измененного варианта, например стилизации или коллажа, то это сложный вопрос, на который нет точного ответа.

Все вышеописанное работает, только если художник или его наследники жили и живут в нашей стране, либо картина хранится в российском музее, либо автор картины гражданин России. В других странах свои законы. А еще есть и международные нормы.

Если вы захотите легально использовать картины иностранных художников, живших в 19—20 веке, то придется разбираться, как работает система авторских прав в каждой отдельной стране.

Общее правило — должно пройти минимум 25 лет с момента смерти автора. Это установлено целым рядом международных договоров, например Всемирной конвенцией об авторском праве и Бернской конвенцией об охране литературных и художественных произведений. Эти документы только дают рекомендации и устанавливают минимальные сроки охраны. Страны — участники соглашений вправе эти сроки повышать.

Если произведение уже стало общественным достоянием, то мировые музеи прямо это указывают. Иногда пишут прямо на сайтах: In public domain. Это значит, что на произведение не распространяется авторское право (copyright) и его можно спокойно воспроизводить, в том числе и печатать на футболках.

Вот, например, картина «В лодке» Эдуарда Мане. Она написана в 1874 году и хранится в нью-йоркском музее Метрополитен. Эта картина признана общественным достоянием. Ее можно свободно печатать на футболках, кружках и других местах

Если у вас есть вопрос о личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите: ask@tinkoff.ru. На самые интересные вопросы ответим в журнале.

Источник: https://journal.tinkoff.ru/ask/printing-deyneka/

Право-online
Добавить комментарий